Как помочь маме не чувствовать себя так одиноко?
После развода с отцом мама так и не встретила достойного мужчину.
Мы с сестрой вышли замуж, и мама часто упрекает нас в том, что мы не уделяем ей должного внимания, хотя мы стараемся…

Ответ эксперта
Я читаю ваши слова: «должное внимание». Должное – это сколько? Трижды в день созваниваться и реагировать на любой мамин каприз – так, как это делаете вы? Но мама все равно недовольна. Ангелина, дело не в количестве «внимания», а в сложившейся в вашей семье традиции эмоциональной зависимости. Вы не виноваты в том, что маме в этой жизни холодно и неуютно, как не виноваты и в том, что она не встретила «достойного мужчину». Вырастить одной двух дочерей трудно, и, наверное, не об этом она мечтала в вашем возрасте. Но вы не отвечаете за мамино душевное состояние. Она не инвалид и не древняя старушка. А то, что кроме вас с сестрой у нее нет других интересов и других объектов привязанности, – результат ее выбора. Вы спрашиваете, как помочь маме не чувствовать себя одиноко. Для этого ей прежде всего необходимо научиться радоваться вашим стараниям или хотя бы просто их ценить. Тогда вы вместе сможете придумать массу практических шагов – от уроков живописи до совместных занятий йогой. Но, судя по вашему письму, она не готова отказаться от своего «тернового венца», роли жертвы. А потому все ваши старания будут тщетны.