Мужчина ударил чужого ребенка в песочнице, как реагировать?
Сегодня я стала свидетелем того, как разгневанный отец ударил чужого трехлетнего ребенка. Мальчик укусил его дочь. Девочка заплакала и побежала к папе. Папа пошел "разбираться". Сначала он сказал своей дочери: "Укуси теперь ты его". Мать мальчика вмешалась и не позволила кусать своего ребенка, при этом (по словам мужчины) схватила девочку за руку. (Мама утверждает, что просто отвела руку.) В ответ на это мужчина влепил подзатыльник трехлетнему ребенку. Мама кинулась на мужчину, он замахнулся и на маму. Возмущенные мамы пытались выгнать мужчину из песочницы. Тот ответил: "Воспитывайте своего ребенка ." Девочка была очень расстроена и кричала: "Папа уйдем отсюда", но папа чувствуя себя правым, ушел не сразу. Если бы при этом присутствовал папа мальчика, дети бы стали свидетелями драки. К счастью, он пришел позже. И все кончилось мирно.
Как реагировать в такой ситуации? Как защитить своего ребенка? Ведь дети часто дерутся. Иногда это делают даже очень хорошие и послушные дети. И как справиться со стрессом? Меня до сих пор трясет, хоть это и не мой ребенок. И для малышей, наверняка, это тоже сильный стресс. Как поступать? Нужно ли мне эту ситуацию как-то обсудить с моим четырехлетним ребенком? Надеюсь на ответ. Заранее спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Марина!
Конечно, волнение возникает даже от прочтения Вашего письма.
Мы не защищены от встречи с самыми разными воспитательными стилями разных людей. Думаю, дети, так же как и все взрослые участники и свидетели этой ситуации, испытали стресс и шок. Остается только посочувствовать девочке, ведь вполне вероятно, что папа, так быстро реагирующий на поведение другого ребенка, реагирует и на ее неправильное поведение незамедлительными мерами.
С детьми, которые стали участниками подобных сцен, обязательно надо разговаривать, нельзя просто “замолчать“ эту ситуацию, когда взрослый разбирался с ребенком на физическом уровне, буквально предлагая своей дочери поведение “око за око“ как единственно возможное.
Проговорив и даже проиграв эту ситуацию со своим ребенком, можно снять возможные последствия этого события. В таких случаях полезно наблюдать, не изменилась ли игра ребенка, дети “проигрывают“ все то новое, беспокоящее и неясное, что с ними случается, в игре или в рисунке, в лепке и взаимодействии с игрушками.
В такой ситуации, в которой Вы оказались, пожалуй, можно было бы только попытаться остановить мужчину словами. Вряд ли это его остановило бы, но не высказывать своего мнения в такой ситуации — это чувствовать себя беспомощной и, в общем, умножать свой стресс. Мы всегда чувствуем себя лучше тогда, когда пытаемся изменить даже самую тяжелую ситуацию, чем просто сдаемся ей.
Ответ эксперта
Здравствуйте, Марина!