Помогите спасти мужа от пьянства
Здравствуйте, Люси. В нашей семье появилась исконно русская проблема - муж запил. Он и раньше позволял себе бутылку пива после работы, но уже достаточно давно я не помню его вечером трезвым или просто выпившим - только пьяным, не помнящим наутро, что было вечером. Пьяным он становится агрессивным, слава богу, не до рукоприкладства, но брань и применение физической силы - это запросто. В очередной раз сказала ему, что ему придется отказаться или от выпивки, или от семьи (у нас двое сыновей, близнецы трех лет). В тот же день напился и умолял не оставлять его, обещал пойти к наркологу, лишь бы была помощь и поддержка с моей стороны. Я, конечно, заверила его, что буду рядом с ним и не брошу, только бы он решился бороться с пьянством. А наутро все как рукой сняло - к наркологу не идем, "сам брошу, я смогу, хотя ты в меня никогда не верила", "если я напьюсь - выставишь меня за дверь". Главное - причина его пьянства, оказывается, во мне, в том, что он подавляет в себе негативные эмоции, связанные с моими "неправильными" поступками. Я в отчаянии: хочу сохранить семью и помочь мужу вернуться в человеческий вид, но не могу жить с мыслью, что он спивается из-за меня. Даже осознавая свои ошибки и промахи, я не смогу назавтра проснуться другим человеком, значит, он не перестанет пить? Помогите, пожалуйста!

Ответ эксперта
Чувство вины, хотя это и мучительное переживание, может дать ощущение контроля в сложной ситуации. Если причина во мне, значит, я что-то могу изменить. Но алкоголизм – это болезнь, лечение которой требует регулярных и целенаправленных усилий, причем не ваших, а мужа. Без осознания, чего он лишается из-за алкоголизма и твердого желания сохранять трезвость, проблема не решится. Кроме того, люди нередко прибегают к алкоголю для того, чтобы облегчить душевные переживания, связанные, например, с неуверенностью в себе, негативным отношением к себе, неверием в собственные силы. Но алкоголь вызывает привыкание, человек оказывается в зависимости от алкоголя, начинает мериться с ним силами, «я не слабак, сам брошу». Т.е. отношения с алкоголем продолжаются, теперь в форме борьбы, а не дружбы. Вы, похоже, тоже стали участником этой борьбы, то в роли спасателя, то в роли «во всем виноватой». Хочется пожелать вам обоим строить отношения друг с другом и с вашими детьми, а не с алкоголем (в форме дружбы или борьбы, не важно).