Отношения с родителями
Здравствуйте!
Тема отношений с матерью уже не раз поднималась Вами. Спасибо за это. Но практически во всех случаях образ матери был обрисован отрицательно и, соответственно, проблемы с ней возникали из-за того, что мама была «плохой».
Но как быть, если с мамой, с обоими родителями, отношения близкие? Возможно, даже слишком: когда проблемы и новости семей (мы с мужем живем отдельно) обсуждаются и сопереживаются вместе. Проблема в том, что мама переживает все трудности жизни (кредиты, нехватка денег, сложности на работе отца, свой возраст(50 лет) и связанные с ним изменения) весьма бурно и болезненно. Любая мелочь доводит ее до слез, она все воспринимает в «черном цвете», что сказывается и на моем самочувствии. Я всячески поддерживаю и подбадриваю ее, часто приезжаю, но изменений не вижу. Это постоянное чувство долга и беспокойства за родных, боязнь, что с ними что-то случится, желание помочь им даже в ущерб своей семье сильно отравляет мне жизнь. При мысли, что родители умрут, я начинаю задыхаться и готова разрыдаться, когда даже все хорошо.
Как мне помочь маме изменить отношение к жизни и научиться радоваться каждому дню, и, в то же время, самой научиться жить своей жизнью, ее маленькими радостями независимо от «ситуации дня» у родителей?

Ответ эксперта
Вы заметили интересную особенность, касающуюся отношений взрослых детей и родителей. Проблемы возникают не только когда отношения плохие, но и когда они «слишком» хорошие. В обоих случаях психологическая дистанция между поколениями не соответствует ни возрасту участников отношений, ни стоящим перед ними задачам.
Для того, чтобы помочь маме изменить отношение к жизни и радоваться каждому дню, вам нужно самой этому научиться. Но как, если ваше эмоциональное состояние является зеркалом маминого? Столь тесные отношения, уместные в детстве, сейчас уже не подходят. Ваша связь с родителями наполнена тревогой (за них и за себя); тревога не дает сделать шаг друг от друга и заняться каждому, в первую очередь, своими делами. Хотя, если посмотреть на происходящее взрослыми глазами, покажется очевидным, что, только найдя опору внутри себя и в своей семье, которую вы создали, а не из которой произошли, вы можете стать опорой родителям.
Ответ эксперта