как помочь сыну победить ненависть к брату
Добрый день. У нас в семье возникла серьезная проблема: мой младший сын (15 лет) говорит, что ненавидит старшего брата (18 лет). Они и раньше не были особо близки (постоянная конкуренция), хотя и бывали периоды, когда они неплохо ладили. Сейчас старший сын увлекся эзотерикой, читает книги о развитии энергетических способностей, стал вегетарианцем. Он большую часть времени проводит дома. Тогда как у младшего период активного общения с противоположным полом. У него много друзей, есть девушка. Вроде бы все у него хорошо, но вспышки ярости по отношению к старшему брату меня пугают. Он говорит, что стесняется его, что ему стыдно за брата в компании за то, что он "не такой как все". Когда они конфликтуют (а это случается на ровном месте - например, не поделили компьютер) доходит до угроз: "Убью"! Говорит ужасные слова "Ненавижу! Урод" Однажды схватился за нож. Нас не было дома. Разняла бабушка. Эта агрессия мне кажется чрезмерной, разговоры о том, что все люди разные и каждый имеет право на индивидуальность, ни к чему не приводят. Уговаривала его сходить к психологу - отказывается наотрез. Как мне вернуть мир в семью?

Ответ эксперта
Ваш младший сын находится в том возрасте, когда весь мир представляется ему черно-белым. Есть то, что он принимает, и есть то, что не принимает. Есть друзья из его компании, которых он ценит и принимает, и есть старший брат, который не вписывается в эту компанию. Это так называемый «юношеский максимализм». К этому добавляются юношеский эгоизм, отсутствие опыта и гибкости мышления. Именно поэтому мальчик не соглашается идти к психологу, ведь, с его точки зрения, у него проблем нет. Все проблемы у старшего брата, потому что он не «такой как все».
Вы совершенно правильно ведете разговоры об индивидуальных особенностях каждого человека. Хорошо бы приводить примеры из вашей жизни, из жизни общих знакомых. Но старайтесь вести диалог, чтобы ваши беседы не превращались в нравоучительные лекции.
Надо четко разделить чувства, которые испытывает младший сын, и поступки, которые он совершает. Право младшего ребенка испытывать негативные чувства к старшему брату надо признать. Однако должен быть жесткий запрет на поступки, которые могут причинить вред кому-либо. Не стесняйтесь говорить с сыном о своих чувствах, о том, как вам больно наблюдать вражду между детьми, как вы страдаете из-за этого.
И самое важное – сын должен чувствовать вашу любовь и принятие, несмотря на свои выходки.