Как объяснить дочке, что я ушел из семьи?
Я очень люблю свою восьмилетнюю дочь и не знаю, как сказать ей, что мы с ее мамой расстались навсегда…

Ответ эксперта
Из вашего письма следует, что ваша бывшая жена настроена решительно: она отказывается признать, что семьи больше нет, и это для нее важнее любых чувств, даже собственных, не говоря уже о ваших. Но, несмотря на то что она пока не готова обсуждать обстоятельства и правила жизни врозь (для нее это было бы признанием своего поражения), вам до разговора с дочерью все же важно договориться с женой о минимальном возможном сотрудничестве. Пока вы разбираетесь со своими несовпадающими системами ценностей, дочь не понимает, что происходит: ее мир пошатнулся, папа ушел, мама напряжена и расстроена – и непонятно, что дальше. Сейчас крайне важно, чтобы вы создали хоть какую-то предсказуемость и регулярность вашего общения с девочкой, а это невозможно без доброй воли ее мамы. Для детей их родители – это прежде всего мама и папа. И если – как мужчина и женщина – вы расстаетесь, вам важно дать понять дочери, что вы остаетесь ее отцом в любом случае, что бы ни происходило в ваших отношениях с ее мамой, – если это для вас действительно так. Лучший способ сообщить об этом – не говорить о любви, а вести себя стабильно и надежно: пусть вы общаетесь с девочкой дважды в неделю, но вовремя и столько, сколько договорились. Ваше общение теперь станет иным – и вы никогда не узнаете, что из этих изменений связано с вашим уходом, а что – с ее взрослением, школьным окружением или маминым воспитанием. Придется набраться терпения: дело не в том, чтобы один раз сказать, что вы навсегда останетесь отцом своего ребенка, а в том, чтобы действительно им остаться.