Как строить отношения с мужчинами?
Здравствуйте! У меня такая проблема: я практически с рождения росла без отца, и теперь у меня трудности в отношениях с мужчинами. Иногда я просто не знаю, как себя вести. Речь именно о близком общении. Правда и друзей-мужчин у меня нет, но когда я не испытываю чувств, мне легче общаться с мужчиной. А вот когда влюблена, кажется, что меня постоянно оценивают, боюсь сказать или сделать что-нибудь не так, постоянно недовольна собой. И еще избегаю конфликтов, боюсь высказать свое недовольство, кажется, что если сделаю это, мужчина меня бросит. Может, это все только в моей голове, но такие мысли мешают жить и строить гармоничные отношения. Очень нужен ваш совет!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена,
Знать отца, видеть отношения отца к матери и переживать его отношение к себе – это очень важные психологические ориентиры. Если этого не было в реальности, то психическое пространство, где должна была быть «реальность», заменятся бессознательными и отчасти осознаваемыми фантазиями. Возможно, именно бессознательные установки создают такой образ мужчины, которому надо соответствовать, который оценивает и может бросить. Связано ли появление этого образа только с тем, что вы росли без отца, или с тем, что говорила о мужчинах и об отце мать, или с вашими собственными открытиями в области мужской психологии, однозначно сказать нельзя. Скорее всего, разные факторы привели к тому, что вы сейчас имеете.
Часто, находясь в детском возрасте и переживая развод или смерть одного из родителей, мы, не понимая объективных обстоятельств, склонны винить себя. Дети действительно часто чувствуют причины семейных бед в себе, и если своевременно они не получили поддержку от родителей или родителя или других значимых людей, то паттерн «я могу разрушить семью… или отношения… или любимых людей» закрепляется и проявляется во взрослом возрасте в страхе выстраивания отношений. Бессознательная вина за уход или смерть близкого человека руководит дальнейшей жизнью и мешает выстраивать доверительные, наполненные чувствами отношения.
Возможно, описанный выше пример является и частью вашей истории. Вы правы в своем предположении, что все это только в вашей голове. Отсутствие образца мужско-женских отношений из своей семьи вряд ли может быть непреодолимым препятствием на пути выстраивания собственных отношений. Скорее, есть тревога проявлять себя в соответствии с собственными желаниями. Словно есть какой-то цензор, который оценивает, что будет хорошо, а что плохо. Вы испытываете чувства, и вам хочется эти чувства проявлять, хочется вести себя определенным образом. Но при этом вам приходится смотреть на себя и своими глазами, и глазами мужчины, и глазами цензора. Не много ли глаз смотрят на вас?
Вам следует попробовать оценить свои фантазии, мысли и чувства про того отца, которого вы не имели и по возможности критически отнестись к своим установкам по отношению к мужчинам. К сожалению, как это сделать самостоятельно, я затрудняюсь ответить – может потребоваться помощь специалиста.
Может быть вас поддержит идея того, что мужчины тоже часто боятся, что их бросят, или что они что-то делают не так. Как бы вели себя по отношению к такому мужчине? Хотелось ли бы вам его поддержать и направить? Если да, то можете быть уверены, что многие люди - и мужчины, и женщины - готовы включаться в отношения, чтобы помочь партнеру, в чем-то дорастить его, помочь скомпенсировать старые раны.
Всего вам доброго,
Слепак Константин