Муж-ревизор. Как быть?
Помогите, пожалуйста, советом! Замужем полтора года, живем вместе с мужем три с половиной года. Сыну 10 мес. Муж работает, обеспечивает семью, я домохозяйка с первого месяца беременности. Все у нас замечательно, кроме одного. Муж, приходя с работы, очень часто проявляет повышенный, на мой взгляд, интерес к хозяйственным вопросам, к уходу (не воспитанию) за ребенком и т.п. Он заглядывает в холодильник, и я уже подсознательно ожидаю его "указаний": надо борщ доедать, надо холодильник помыть, что тут делает пустая банка или прокисшее варенье?, надо срочно доедать свеклу в овощнице! я не идеальная хозяйка, но я вкусно готовлю, в доме чисто, но есть к чему придраться, если захотеть. В отношении ребенка то же самое - не давай ему сладкую кашу, ты что, подсаливаешь ему еду? почему открыт паштет, ты давала его сыну??? почему он до сих пор спит с нами? и т.п. Когда я пытаюсь объяснить ему, что не надо придираться ко мне, я на кухне хозяйка, какая-никакая, я же не лезу в его рабочие дела и не советую, как ему лучше организовать совещание и т.п., он обижается, не понимает, почему он не может "принять участие в семейной жизни", что "ему уже слова сказать нельзя". Я говорю, что это моя зона ответственности. А он возмущается, что я делю обязанности на мужские и женские, а для него такого деления нет. Я психую, когда накапливается. Не понимаю, почему ему, придя домой в 11 вечера, не покушать спокойно, не расслабиться за чашкой чая... Начинает шуршать пакетами, хлопать дверцами шкафов, со словами "Надо то-то и то-то........" Как ревизор!! А слово "надо" я воспринимаю, как "сделай". А для этого не хватает времени. Отсюда чувство неудовлетворения собой, потому что по сути муж прав. Я сама вижу все недостатки, но раздражает, когда он не закрывает на это глаза. Помогите советом, как нам вести себя в такой ситуации? Иногда просто руки опускаются..
Спасибо!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ника!
После прочтения вашего письма в моем воображении возникла такая картина. Представьте себе на минуточку, что вы – например, по мановению волшебной палочки – стали идеальной, абсолютно безупречной хозяйкой. Приходит ваш муж с работы, направляется в кухню с ревизией, а там… все сияет, в холодильнике порядок, каша для ребенка как доктор прописал и т.д. Тогда муж отправляется в комнату – окна вымыты, в шкафу для белья аккуратные благоухающие стопки, в серванте свежепомытый хрусталь. В общем, нет ни единого повода для «надо»… Как вы думаете, какие чувства испытает ваш муж? Удовлетворение? Или тревогу? А может быть, разочарование? Сможет ли он тогда расслабиться за чашкой чая или нет? Как вам кажется?
Это один из способов понять, что ваш муж говорит вам своим поведением. Вы слышите в нем оценку своей хозяйственности, и оценку не удовлетворительную, но может быть, дело не в этом? Может быть, он опасается, что вы способны справиться без него, что он не нужен. Что, если его поведение – это способ сказать вам: «Дорогая, я очень важный человек в нашем доме, ведь правда же? Ведь без меня в нашем доме наступит хаос!? Ведь, правда же, вы без меня пропадете – и ты, и сынишка?!»
Или – об этом вы пишете – это способ протеста против такого разделения ролей, когда мужчина – «добытчик", а женщина – хозяйка в доме, которая ничего не должна знать о делах мужа?
Попробуйте понять, что он говорит вам на самом деле.
А еще попробуйте понять, не защищаете ли вы и в правду такое разграничение ролей, когда «муж работает, обеспечивает семью, а я домохозяйка»? И если да, то почему? Если да, то что помогло бы вам немного ослабить защиту? Какие способы участия мужа в бытовой жизни семьи могли бы вам понравиться, а ему дали бы возможность не чувствовать себя исключенным? Какие способы вашего участия в рабочих делах мужа были бы для вас интересны, а ему приятны?