как помочь себе не жалеть о случившемся
Добрый день!
Это письмо, наверное, не просто просьба совета или помощи, это письмо - возможность высказать свои чувства и наверно еще одна попытка все отпустить. Я - новоиспеченная жена, еще совсем недавно мне кричали "Горько!" и я страстно целовала своего жениха. Но суть не в наших отношениях, у нас все хорошо. Суть в другом. Я человек очень творческий, активный, креативный, поэтому организовала свою свадьбу на самом высшем уровне. Я продумывала все: начиная от ресторана и заканчивая бутоньеркой жениха. Я очень многое сделала свои руками, сама писала сценарии и ставила танцевальные постановки (я - хореограф). И все 3 месяца подготовки выкладывалась на все сто процентов. Я делала все сама... Почему? Даже сама не знаю... Сейчас я не могу ответить на это вопрос: то ли это стечение обстоятельств, то ли кто действительно повел себя не правильно. Все родные и близкие вдруг куда то подевались: моя мама живет в другом городе, с мамой жениха у нас совсем разные взгляды, поэтому организацию свадьбы я ей не доверяла, жених был занят работой и ремонтом дома, лучшая подруга вообще меня расстроила - то она работала, то она уехала на неделю с парнем отдыхать, то у нее сессия.... В итоге, все от кого я ожидала помощи и поддержки оказались не со мной в песочнице. Я себя успокаивала и говорила: "Ну, ничего, я - сильная, я справлюсь". Искала всем оправдания... А сама надорвалась... Наступил тот долгожданный день. Я одеваю платье, вокруг бегают подруги, я сама режу бутерброды на стол, сама командую перестановкой мебели и т.д. В этот момент мои подруги и друзья стоят курят на улице, общаются... И тут началось: звонки, орг.вопросы, вопросы: "Лена, где вино? Лена куда мы сейчас поедем? Лена, кто куда сейчас поедет?". В этой круговерти я пробегала весь день. Следующее утро.... Я просыпаюсь и понимаю, что свадьба уже прошла. Когда мы провожали гостей, все говорили восторженные слова о нашей свадьбе, что прошло все великолепно.... для всех... но не для меня. И вдруг небывалая волна раскаяния накатывает на меня. Я вдруг поняла, что за всеми этими орг.вопросами, звонками, я не почувствовала самого главного, что я - НЕВЕСТА. Я в шоке, а уже ничего не вернешь... свадьба прошла... Подруги меня обвиняют, что я сама как волевой человек взяла слишком много на себя и говорят: "Почему ты к нам не обратилась!". А где же вы были? Почему друзья сами не вызвались мне помочь? Да, что тут говорить, если я действительно просила помочь, но наши встречи почему-то зачастую срывались. На эту тему долго можно рассуждать, кто прав, кто виноват, итог лишь один - горечь, раскаяние и обида на всех кто не оказался со мной рядом тогда... Пишу, а слезы накатываются на глаза. А в душе лишь один вопрос: "Как помочь себе не жалеть о случившимся?" Я уже может и простила всех: и себя, и подруг и близких, но чувство сожаления, что этого не вернуть и не переделать, так как хотелось бы - это тяжело, это до сих пор меня держит...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена,
давайте вместе попробуем понять, что произошло.
Свадьба для молодых людей является важным психологическим событием - это инициация, которая ведет к смене социального статуса, изменению представлений о себе, в конечном счете, к довольно глубоким изменениям в психическом мире. В большей степени, свадьба является инициацией для девушек, поскольку они значительно чаще меняют свое окружение, уходя из родительского дома в дом мужа, и принимая на себя новые обязательства: беречь очаг, растить детей и т.д.
Любая инициация является этапным процессом: для начала необходимо попрощаться с прошлым, для этого в старые времена невесты в кругу подруг и большого числа женщин оплакивали прежние идентичности, прощаясь с ними. В наше время психологический смысл тех действий отыгрывается на предсвадебных мальчишниках и девичниках. Затем следует этап перехода, тот самый порог, когда мы уже не в знакомом прошлом, но и не в представляемом будущем – этап неизвестности, тотальной потерянности: старого уже нет, а нового еще нет. Это, я полагаю, день свадьбы. Затем начинается этап вхождения в новую идентичность – выстраивание новой себя: жены, женщины при муже, хозяйки в своем доме и пр. Этот этап, очевидно, представлен в первые месяцы супружеской жизни.
А что произошло с вами? Вы пропустили второй, возможно, самый важный этап - вы не потерялись. Вы не стали "невестой"; невеста - значит "не известная". Этимологически слово "невеста" происходит от старославянского "известность". Вы, сильно контролируя процесс свадьбы, остались верной себе и известной окружающим. Все вышеописанное может звучать несколько трагично, но мне кажется, что психика все равно, достраивает то, чего не случилось естественным путем. Мне кажется, вы сейчас достаточно здорово заблудились и потерялись. Пусть это произошло не в день свадьбы, а лишь после, но, кажется, что психологическая задача, которая должна быть решена в процессе "свадьбы" решается.
Оглянитесь на себя до свадьбы и вспомните, попрощались ли вы с собой прежней, незамужней? Оплакали ли свое девичество? Если вы это по какой-то причине упустили, то сделайте это сейчас. Думаю, что в интернете не составит труда найти предсвадебные славянские ритуалы с разъяснением их психологического и мифологического смыслов. Оцените свое состояние сейчас - не есть ли оно то самое пороговое переживание, где не за что зацепиться, где не осталось ничего знакомого, где нужно заблудиться. Если, что-то из написанного в вас откликается, то вы и есть "невеста" – не фактически, но психологически.
Свадьба - это ритуал, это внешнее действие. Куда важнее, то, что происходит в душе. А там, кажется, работа идет полным ходом. Единственное, о чем вы можете переживать, что внутреннее и внешнее события не совпали во времени в день свадьбы. Но что поделаешь, такова жизнь – иногда мы беремся делать то, что должно делаться помимо нашей воли и нашего контроля. Оттого часто и страдаем.
Надеюсь, я хоть отчасти угадал состояние вашей души и доходчиво написал об этом.
С уважением,
Слепак Константин
Ответ эксперта
Елена, здравствуйте!
Печально, что ваша свадьба закончилась для вас переживанием того, что вы что-то важное в ней пропустили, взяв на себя столь много забот по ее организации. С другой стороны, это хороший повод извлечь максимум уроков на будущее. Во-первых, вы смогли увидеть, что большие проекты (каким была, судя по описанию торжеств, ваша свадьба) вам по силам. Жизнь продолжается, возможно, когда-то этот поможет вам в совсем другой ситуации: вы просто скажете себе : «О, я это умею». Во-вторых, мне кажется, более важно понять, что свадьба прошла, а семейная жизнь только начинается, и важно не перенести в отношения с мужем и далее с детьми, которые у вас могут родиться, тот тип поведения, который вас так захватил при подготовке свадьбы. Что произошло? У вас были какие-то представления о том, как все должно быть и вы просто это осуществили. Все, до деталей. У вас хватило на это энергии и средств. Вам не хватило поддержки и помощи. Вы вложились в форму, растеряв содержание. Возможно, вас никто не поддерживал, просто потому, что людям, вашим близким, совсем не были близка эта «форма»? Люди редко вовлекаются, тратят силы и время на то, что им не нравится и в чем они не видят смысла. Стоит ли обижаться на них за то, что они хотят потратить свое время как-то иначе? В семейной жизни с таким же разочарованием люди встречаются, когда осуществляют нечто грандиозное и правильное с их точки зрения, тратят много сил, а в итоге, никто не остается довольным, а организатор чувствует себя обиженным и одиноким. Допустим, мама всю жизнь может положить, организуя спортивную жизнь своего ребенка, а он потом скажет, что предпочел бы брать уроки живописи; или наоборот. Организуя что-то, не забывайте о смысле действий, для кого они и для чего. Какой должен быть результат: буквально, какого эмоционального состояния вы желаете достичь по завершении любого проекта.
У вас в жизни еще будут праздники, рождение детей, дни рождения, утренники, приемы, семейное празднование Нового года и так далее... Старайтесь не забыть полученный урок, делайте только то, что приведет вас и ваших близких к радости, учитесь соблюдать баланс усилий и результата.
Еще раз хотела бы подчеркнуть, ваша горечь и чувство сожаления понятны, но что произошло, то произошло. Может быть, стоит воспользоваться этой возможностью, чтобы проанализировать, посмотреть отважно на всю свою жизнь и задать себе вопрос: а не проходит ли по такому же сценарию, как и во время свадьбы, ваше участие во всех других делах? Вовлечься, бросить все силы, забыв о сути происходящего именно для себя и остаться обессиленной, разочарованной и, увы, обвиняющей других в неблагодарности и невнимании...
Свадьба - только эпизод в длинной, длинной, длинной семейной жизни. Что поделаешь, мы учимся на своих ошибках лучше всего. Помните работу над ошибками в школе? Оценки за уже допущенные такая работа не исправляла, но позволяла в следующей работе написать или решить все правильно.