Как побороть страх общения с людьми и как перестать краснеть?
Здравствуйте! Уже на протяжении пяти лет меня мучают страхи общения с людьми. Мне страшно показаться глупой, мне кажется что я не красивая и мне стыдно за всё это, стыдно за себя. Также меня очень пугают публичные выступления. Мне 18 лет и я учусь в университете заочно. Этот месяц учёбы для меня превращается в сплошной кошмар. Я всегда краснею, когда выступаю с чем-то, чувствую себя неловко, глупо. Комплексую по поводу внешности, фигуры, своего поведения, манеры общения, по поводу одежды. От этого страдаю не только я, но и мои близкие. Я часто срываюсь на них из-за своих неудач, а затем чувствую себя никчёмной, эгоистичной и глупой, корю себя, обещаю, что больше такого не повторится, но всё повторяется вновь и вновь. После всего этого появляется жуткая ненависть к себе, а так хочется почувствовать счастье, снова полюбить себя, радовать близких, получать удовольствие от общения. Очень прошу скажите, как можно справиться с этим стыдом и с тем, что я постоянно краснею. С уважением, Ксения.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ксения!
Вам 18 лет, вы пишете, что мучаетесь страхами при общении с людьми уже в течение 5 лет. Полагаю, начало этого состояния совпало с началом подросткового периода. Это довольно частая история для девочек в период пременархе ( то есть в период перед первой менструацией). Подростковые изменения тела, накопление жира в определенных местах, изменения пропорций, оформление груди - все это часто сопровождается стыдом и ненавистью к происходящим изменениям. Вообще, это возраст появления особого вида стыда — стыда телесного ( не путать со нормальной стыдливостью показаться обнаженной, переодеваться в присутствии чужих людей, например), когда девушка начинает стыдиться себя просто за то, что она есть и что ее тело такое, как оно есть.
Конечно, стыд сковывает, не дает свободно двигаться, дышать, говорить, буквально не дает быть собой. Ксения, есть некоторые техники, которые помогают преодолевать стыдливость и страх публичных выступлений. Мне в свое время помогало такое упражнение. Перед выступлением нужно было вспомнить что-то, в чем я хорошо разбираюсь. Например, я хорошо знаю творчество Достоевского. Мне нужно было представить, что я пересказываю биографию писателя или содержание романа «Преступление и наказание» какому-нибудь человеку, с творчеством писателя не знакомым и для кого я, стало быть, буду «экспертом». Такое простое упражнение— на это нужна буквально секунда перед самим началом вступления — помогало мне выступать, сдавать экзамены и т.д. Важно лишь быстро поместить себя с ситуацию «эксперта», пускай даже и по разнообразию кукол Барби, важно поймать это необыкновенное ощущение расправленной груди и свободного дыхания, когда мы говорим о чем-то таком, что хорошо знаем.
Однако, это только техника, мне помогало, а вам может и не помочь. Поэтому мне кажется важным для вас начать какие-то виды физической активности, которые бы лучше «связали» бы вас с вашим телом. Вам его нужно буквально учиться обживать. Опять же, вариантов таких занятий очень много. Здесь нет универсального человеческого опыта. Кому-то помогут занятия плаванием и аквааэробикой, кому-то игра в теннис, я же склоняюсь к занятиям йогой. Научиться правильно дышать и слышать свое тело с ее помощью - это то, что я вам уверенно рекомендую. И к тому же, со временем для занятий вам нужен будет только коврик и ... вы. Но, кроме того, я как практикующий психолог знаю о пользе даже одной консультации со специалистом, не говоря о более-менее длительной терапии, поэтому рекомендую вам и этот вид активности. Успехов!