Как побороть страх общения с людьми и как перестать краснеть?
Здравствуйте! Уже на протяжении пяти лет меня мучают страхи общения с людьми. Мне страшно показаться глупой, мне кажется что я не красивая и мне стыдно за всё это, стыдно за себя. Также меня очень пугают публичные выступления. Мне 18 лет и я учусь в университете заочно. Этот месяц учёбы для меня превращается в сплошной кошмар. Я всегда краснею, когда выступаю с чем-то, чувствую себя неловко, глупо. Комплексую по поводу внешности, фигуры, своего поведения, манеры общения, по поводу одежды. От этого страдаю не только я, но и мои близкие. Я часто срываюсь на них из-за своих неудач, а затем чувствую себя никчёмной, эгоистичной и глупой, корю себя, обещаю, что больше такого не повторится, но всё повторяется вновь и вновь. После всего этого появляется жуткая ненависть к себе, а так хочется почувствовать счастье, снова полюбить себя, радовать близких, получать удовольствие от общения. Очень прошу скажите, как можно справиться с этим стыдом и с тем, что я постоянно краснею. С уважением, Ксения.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ксения!
Постарайтесь как можно больше общаться с людьми, с которыми Вы делите учебу или рабочее пространство, вне учебных и рабочих ситуаций. Вам нужно преодолеть чувство, что Вас постоянно оценивают и выставляют балы. Чем больше Вы будете узнавать других и давать другим узнать себя, тем более комфортно Вам будет, когда Вы будете выступать в аудитории. Когда Вы выступаете с докладом, помните, что мало кто разобрался в том вопросе, над которым Вы работали, так же глубоко, как Вы. Что люди слушают Вас не для того, чтобы раскритиковать, а чтобы узнать что-то новое, чего они еще не знают.
Мы все разные, никто не совершенен, постарайтесь понять, что именно Вы хотели бы изменить в своем стиле и сделайте это, превратите это в игру с самой собой, пробуйте разную одежду и найдите такой стиль, который будет давать Вам чувство максимального комфорта.
Может быть, Вам стоит поработать с психологом, если все же Ваши трудности слишком велики, чтобы справиться с ними в одиночку.