Стоит перевести ребенка в другую школу? (в рамках онлайн-конференции "Поможем нашим детям учиться")
В классе старшего сына (13 лет) очень нездоровая атмосфера, какие-то кланы, дружбы нет вообще никакой, все друг с другом общаются по принципу "мне щас выгодно с тобой общаться", периодически начинают кого-то травить, "дружить против". Мой сын старается от этого всего держаться подальше, вот только когда дело доходит до травли кого-то, он встает на сторону его (или ее), всегда защищает - мы так его учили. А теперь он говорит: «Не буду никого защищать, себе дороже». Мы с отцом за голову схватились. Парень замкнулся, огрызается, угрюмый. Понятно, что подросток, но видно же, как ему там плохо! Классного руководителя уже полгода у них нет, и с 1-го сентября тоже. Может, забрать его из этой школы?

Ответ эксперта
Марина, подростковый возраст, в который вступил ваш сын, всегда проявляется в усложнении содержания отношений с другими людьми – сверстниками, учителями, родителями. И хотя подросток стремится к автономии от взрослого, присутствие «авторитета» в лице учителя для него особенно важно. Длительное отсутствие классного руководителя, безусловно, отрицательно сказывается на атмосфере в классе, характере отношений между одноклассниками. Однако, если вы решаете перевести своего сына в другую школу, вы должны отнестись к этому шагу крайне серьезно. Переход в новый коллектив в подростковом возрасте – это сильнейший стресс, ведь все отношения вашему сыну нужно будет устанавливать заново. Хорошо, если в новом классе у вашего сына будет приятель или знакомые ребята, которые помогут ему в адаптации к школе. Переход в новую школу в сознании мальчика должен иметь не только ценность преодоления негативной ситуации, в нем должны быть и однозначные позитивные преимущества, например: близость к дому (что освобождает много времени), наличие интересных учебных предметов, которых не было в старой школе, возможность овладеть новой профессией и т.д. Тогда переход в другую школу станет не бегством от невыносимой ситуации, а новым вектором развития.