Как снова начать жить?
Здравствуйте!
Я сильно запуталась, и поэтому нуждаюсь в вашем совете. Мне 20 лет. Из которых уже почти 5 лет я нахожусь в ужасном соcтоянии, которое лишь на короткие периоды сменяется хорошим настроением. Особенно отвращение ко всему я почувствовала, когда поступила в Университет. На первом курсе я ненавидела там все - и стены, и людей, работающих там, и свою профессию. (Друзья у меня есть, и там они тоже появились, и я их люблю.) Я перфекционист. Я все всегда выполняла на отлично (школа с золотой медалью и пока иду на красный диплом, не знаю, правда, зачем.) И если кто-то в чем-то превосходит меня, для меня это удар. Я стараюсь всем нравиться, но ,естественно, это невозможно. И даже если кто-то толкнет меня в метро - это расстройство на всю неделю. Я сейчас работаю по профессии, но уже стала ненавидеть детей и их родителей. Я не хочу этим заниматься, я не хочу жить так, как живу. Единственное желание - уехать куда-нибудь. я ужасно тоскую по прошлому - год назад у меня умер папа, который болел очень долго. Его очень сильно избили, он стал калекой, и мама тянула его на себе все года. Поэтому, наверное. я хочу вернуться в детство, и очень страдаю, когда что-то меняет ритм жизни, и все изменяется.
Год назад я рассталась со своим молодым человеком. И с тех пор у меня никого нет. Я никуда почти не хожу, а только учусь и работаю. Да и друзей у меня осталось мало. Я не с кем из них не общаюсь, потому что считаю неправильными их мировоззрения. А они, наверное, мои. Я вообще людей не люблю. Иногда я думаю, что я социофоб.
Я не знаю ,что делать. Я даже не знаю, чем хочу заниматься. Но и умирать не хочу. Хочу жить, хочу все изменить. Но пыталась много раз, а ничего не получалось.
Помогите мне, пожалуйста!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Александра!
За последний год вы пережили смерть отца, расстались с молодым человеком; не сравнивая «тяжесть» этих событий, можно только констатировать, что это очень тяжело и довольно «много» для одного человека. У меня возникает фантазия о том, что эти два события могут быть связаны, но, поскольку я не знаю ни последовательности событий, ни подробностей и причин расставания с вашим парнем, я оставлю это лишь как предположение.
Есть несколько противоречивых заявления в вашем письме. С одной стороны, вы говорите, что в Университете нашли нескольких хороших друзей и любите их, с другой, что друзей осталось мало, вы с ними не общаетесь , потому что считаете неправильными их мировоззрения. И дальше вы заявляете, что, возможно, вообще не любите людей. Вы даже приписываете себе диагноз софиофоба, что означает, буквально боязнь людей, страх социальных ситуаций и не имеет к вам никакого отношения.
Так что же произошло у вас с друзьями? Похоже, что вы порвали не только с молодым человеком, но и с ними. И все это в относительно короткий срок времени. Это похоже на какую-то глобальную обиду на весь мир, на несправедливость жизни: почему с вами, с вашей семьей так произошло, что папа так пострадал, а вместе с ним и вся семья? За что вам это досталось: потереть папу? Недополучить внимания мамы, которая «тянула» отца долгие годы? В таком состоянии может быть трудно работать с семьями, детьми.
Вы пишете о перфекционизме, желании быть лучшей во всем, стремитесь к самым высоким баллам, к получению красного диплома, но также говорите о том, что все в университете вам не нравилось. Возможно, это «прошло», но если нет, то очень понятно, как вам трудно. Трудно отдаваться делу, если не любишь его. Если вы не чувствуете подъема, счастья от своих занятий, то это очень изнурительно, психологически и физически затратно, и чревато истощением, депрессией, ощущением бессмысленности жизни.
Вам хочется все изменить, вы хотите наполнить смыслом и чувствами свою жизнь, и это то, на что вы и начнете опираться прямо сейчас. Первым шагом может быть возврат к общению с теми, кого вы любили, к вашим друзьям. Может быть, не стоит работать там, где вы не получаете радости? Может быть, есть такой вид деятельности, где вы будете чувствовать себя более счастливой? Наладить общение, попробовать что-то изменить в работе - это то, что вы можете делать сами и уже сейчас.
Если у вас есть возможность, обратитесь на помощью к психологу не «по переписке». Вы травмированы потерями, вы потеряли папу год назад, но и до этого, став «калекой», он перестал быть для вас прежним папой, каким он был в детстве, когда все было хорошо, и в это время у вас не было возможности переварить и принять эту внезапную перемену, а внимание так же резко могло переключиться на него. Работа с психологом могла бы помочь вам принять эти перемены, хотя они произошли и давно.