Я не уверена в себе...
У меня отличный аттестат, за плечами 5 лет изучения английского, победы в олимпиадах и проч. Я довольно симпатичная, стройная и высокая…И я не уверена в себе.
Мне кажется, что я ничего не знаю, не умею. Вокруг мне все кажутся умными, сообразительными, логичными.
Недавно перешла в другую школу и на второй день случился небольшой конфликт с учителем (после никому прямо не жаловалась, а тут оказалось, что ей все доложили. И мне высказали довольно-таки неприятные вещи, что я ничего не поняла, у меня нет чувства юмора, что побежала жаловаться ("это не порядочно")). Хотя вроде бы разрешили вопрос, все уладилось, но я теперь не могу успокоиться: что теперь обо мне подумают? Как школа отнесется к этому? Повлияет ли это на мои оценки?
...Хочется наконец обрести уверенность в себе, начать оценивать себя по достоинству, расправить плечи...Обыкновенные бытовые проблемы и мои ляпы могут морально измучить меня...Совершила оплошность и мне уже кажется, что я просто глупа. Просто мучение. Не могу расслабиться и успокоиться.

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Дело в том, что мы можем иметь такого рода сомнения всю свою жизнь. Я надеюсь, Вам удалось справиться с той ситуацией в новой школе, но часто так бывает, что те же самые ситуации снова и снова оказываются трудными, когда мы приходим учиться в университет, устраиваемся на работу и так далее. Получается, словно бы человек никак не может присвоить себе свою компетенцию, хотя успешен в довольно трудных областях, включая профессиональные. Внутри словно бы все время находится очень критичный и очень строгий наблюдатель, от внимания которого ничего не ускользает и который требует, чтобы все было сделано и выполнено только на самом высшем уровне, который не прощает никаких неловкостей и ошибок. Попробуйте подумать о том, чей, скорее всего, голос принадлежит этому внутреннему наблюдателю? Обычно он репрезентирует кого-то из родителей, того, кто был наиболее строг и требователен либо требовал достижений в определенной сфере. Знаете, в психологии есть такое понятие, как “достаточно хорошая мать“, введенное Д.Винникоттом (если погуглить, можно найти описание того, что имеется в виду под этим термином, более подробно: “good enough mother“). Это не совершенная мать — имеется в виду мать младенца — а просто мать, которая будет стараться понять своего ребенка и постарается ответить на его потребности, так, как ей подскажут ее инстинкты, здравый смысл и само желание понять и помогать. В общении мы все совершаем недочеты и ошибки, этого не избежать. Самое главное при этом, что мы не хотели никого обидеть, не хотели быть грубым или намеренно ранить. Это важно помнить, когда Вы сомневаетесь в том, что о Вас подумают и как оценят тот или иной поступок; просто напоминайте себе, что у Вас не было плохих намерений. Не забывайте также и о том, что в обычной жизни мы, все же, не живем, все время оценивая и переоценивая людей, не ставим оценки за то или другое, точно также люди относятся и к Вам. Все люди, насколько я могу судить по своему большому опыту консультирования, в основном, заняты собой, каждый в той или иной мере сомневается в своих способностях. Оценки, которые люди дают нам и мы даем людям в бытовых ситуациях, к счастью, не окончательные. Когда-то кто-то неудачно “выступил“, неудачно пошутил или не смог “ответить у доски“, мы не делаем из этого немедленных выводов о том, что человек глуп или груб. То же самое верно и в обратную сторону.