Как избавиться от страха и отвественности
Здравствуйте.
Моя проблема такова: благодаря своему уму я участвую во многих олимпиадах в школе, хорошо танцую и пою, огромные планы на будущее. Вечно занятая, вечно в делах. Но постоянно испытываю сильный страх "А что, если не получится/не успею/не сдам?" Мне присуще перфикционизм,это убивает меня. Я не могу радоваться жизни. даже выйти погулять себе не разрешаю. Это переросло в жуткие комплексы. Я даже подумывала о суициде. лучше так, чем в вечном страхе,тревоге.

Ответ эксперта
Анастасия, вы замечательно, в двух словах описали "ловушку перферционизма". Беда в том, что вы в ней оказались. Как из нее выбраться? Я знаю, что перфекционизм особенно хорошо живет там, где есть четкие правила и стандарты, где есть люди, выполняющие функцию оценивания. Трудно сохранять установку на перфекционизм, когда нет шаблона оценки и нет внешнего оценщика. Сложность вашей жизненной ситуации состоит, на мой взгляд, в том, что она строится вокруг школьной успешности, когда неизбежны и оценки, и оценщики. Для вас жизненно необходимо вырваться за пределы этого круга. Как это сделать? Можно, например, попробовать себя в творчестве (важно при этом, чтобы по крайней мере поначалу вокруг не оказалось соответствующих экспертов-оценщиков). Попробуйте рализовать творческую установку как можно чаще, в самых разных ситуациях (от самообслуживания и приготовления пищи до самовыражения в танце и живописи). Любое творчество (если это творчество) предполагает выход за рамки привычного, предполагает свободу, предполагает авторство. Все это - хорошее лекарство от ваших комплексов и страхов.