Как помочь справиться с тревожностью
Здравствуйте! Я живу с бабушкой, ей 65 лет. Понимаю, что я единственный смысл её жизни, но она отказывается воспринимать меня, как взрослого человека, постоянно стремиться опекать, давать советы, в общем, быть нужной. К тому же, она - манипулятор со стажем, вызывает чувство вины у меня и у своих детей регулярно, постоянно обижается и жалуется на всё. Я понимаю, что она ужасно боится одиночества и ощущения ненужности. Но я не знаю, как грамотно ей помочь в такой ситуации. Я пробовала с ней больше общаться, рассказывать о своей жизни, проблемах. Но в ответ получала опять же бесконечные советы и реплики, вроде: "Ты сама виновата", "Я же тебе говорила" и т.д. После таких ответов откровенничать не хочется совсем. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Оксана!
С манипуляторами нельзя общаться, отвечая на его манипуляции, хотя бы тогда, когда понятно, что это манипуляция — у них и так много способом действовать “тайно“, общение с ними — это прогулки по минному полю, все равно всего не учтешь, ведь общение для них выполняет не совсем обычную функцию, манипулятор действует всеми способами, чтобы вызвать чувство вины, или самоутвердиться, или испытать еще какое-нибудь “необходимое“ в настоящий момент чувство.
Ваша эмоциональная жизнь будет всегда в опасности, если Вы не начнете выстраивать границы, возможно, не расширяя область бабушкиных знаний о том, что происходит в Вашей жизни, а сокращая ее и не испытывая чувство вины.
Вы не можете быть смыслом ее жизни, и это и не выглядит так, судя по Вашему описанию. Вам придется пережить непростой период, если Вы начнете проявлять твердость, потому что манипулятивные люди очень гневаются, когда обнаруживают изменение в границах между ними и другими людьми, атакуют их с большей силой; потом наступает стадия, когда человеку вдруг становится “плохо“, он может начать болеть, демонстрировать и испытывать физические страдания.
Вам придется выбрать, готовы ли Вы и дальше обслуживать патологические эмоциональные потребности даже такого близкого человека или все же позаботиться о себе. Я знаю, как это может быть трудно. Я рекомендовала бы Вам обратиться к психологу, обычно самому очень трудно придерживаться выбранной линии в таких ситуациях, так долго отношения формировались и так привычно оказываешься захваченной виной.