Чем помочь маме? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
Моя мама на фоне своих тяжелых заболеваний очень сложно перенесла жару и смог в этом году, и вот теперь у нее уже начинается паника по поводу того, что будет следующим летом. Как психологически подготовить ее и себя к таким погодным условиям и перебороть страх?

Ответ эксперта
Марина, я хорошо понимаю ваше беспокойство. Да, людям с хроническими заболеваниями, пожилым катаклизмы прошедшего лета дались особенно тяжело. Я могу представить, какое неприятие вызывает у вашей мамы и у вас одна только мысль о том, что такое может повториться. Догадываюсь, что наибольший протест вызывает даже не мысль о том, что повторятся сами обстоятельства. Сложнее бывает принять возможность, что повторится страдание, физическое и эмоциональное. К вопросу «Как такое могло случиться?» добавляется не менее тяжелый вопрос «Неужели это может повториться?». Вполне естественно, что в ответ на это вопрос изнутри приходит категоричный ответ: «Это не должно повториться!». Как ни странно, именно такое категоричное убеждение и является усилителем страдания - оно превращает легкое опасение в непереносимую тревогу.
Мы, к сожалению, не можем контролировать обстоятельства на глобальном уровне — не можем отменить жару, холод и т.п. Не можем требовать от реальности, чтобы она «больше так не делала». Но мы можем выработать особое отношение к стрессовым обстоятельствам. Даже к самым сложным заболеваниям, как и к самым экстремальным ситуациям возможны разные подходы. Есть позиция преградная — болезнь или сложное обстоятельства воспринимаются как непреодолимая преграда, которая разрушает привычную жизнь, делает её невыносимой. При таком восприятии любое сложное обстоятельство, любые катаклизмы могут показаться ужасными, а субъективной целью будет стремление избежать этого. При этом, вся внутренняя жизнь будет посвящена мысленной и эмоциональной борьбе с этими обстоятельствами. Само собой, такое глубокое погружения в невзгоды сопровождается постоянным страхом.
Однако возможна иная позиция — преодолевающая, когда любые сложности человек воспринимает как ситуацию, в которой он укрепляет свой характер, развивает свой ум, обогащает свой внутренний мир. Как показали исследования психологов и психофизиологов, такое отношения к болезням и невзгодам является наиболее благоприятным для здоровья и долголетия. В таком свете можно и ситуацию с жарой и смогом воспринять не как ужас, который не должен повториться, а как то, что сделало нас сильнее. Конечно, самостоятельно может быть сложно пересмотреть свою позицию, изменить глубинное отношение к возможным невзгодам. Особенно сложно это сделать пожилому человеку с уже устоявшимся отношением к себе и к миру. Справиться со страхами и эмоционально подготовиться к будущему может помочь психолог.