Как преодолеть чувство стыда? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
Дорый день, Данила.
Я вернулась в августе из отпуска как раз в этот кошмар с угаром. Такой реакции у меня не было никогда: чувствовала себя как загнанной в угол – уехать никуда денег нет, ходить по улице нельзя, дома задыхаешься, а на работе кондиционеры вырубились. Маски не помогают. В Питере все гостиницы забиты, и даже все друзья кто куда разъехались. Мне в тот момент все казалось, что это никогда не кончится – и от этого делалось жутко просто.
На глазах буквально превратилась в какую-то истеричку – звонила друзьям, просила забрать меня из Москвы, подняла всех на уши, и свою маму, пенсионерку уже, на другом конце страны всполошила. Теперь стыдно. Как с такими эмоциями справляться? Когда изменить ничего не могу, меня начинает колотить буквально. ...и вот стыд теперь куда девать?

Ответ эксперта
Ольга, если я правильно понял, у вас был двойной шок — от самой ситуации, а позже — от вашей собственной реакции. Похоже, вы почувствовали себя беспомощным и брошенным ребенком и пытались получить «родительскую поддержку» от окружающих, а теперь этого стыдитесь. Могу сказать, что такая ситуация на стресс возможна у каждого человека, даже самого сильного и мужественного. В разных психологических теориях это состояние называют по своему, но наиболее понятное название — эго-состояние ребенка. Похоже, вы оказались именно в таком состоянии, и это естественно, учитывая обстоятельства. У каждого человека есть свой стартер таких панических реакций, и для вас им стал смог. Тем более что вы вернулись из отпуска, скорее всего в расслабленном безмятежном состоянии, а тут — такое.
Любые эмоции и катаклизмы легче переносятся в эго-состоянии взрослого человека - рассудительного, решающего проблемы. Наверняка это эго-состояние вам хорошо знакомо по повседневной деятельности, в который вы активно и уверенно решаете житейские задачи. Вопрос в том, как удержать это состояние в особо сложных непредвиденных ситуациях. Прежде всего, важно помнить, что у вас есть детская часть личности и взрослая часть. Паникует и плачет детская часть, и ей нужна помощь именно вашей взрослой части. Вы искали помощи у окружающих, и это тоже естественно, кстати, ведь поиск поддержки - один из главных способов преодолеть стресс. Но важно помнить, что прежде всего стоит обратиться за помощью к себе - к своей взрослой, сильной, рассудительной части. Главное, вспомнить про нее в сложную минуту и активизировать.