Что говорить детям? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
А как детям объяснять подобные ситуации? И нужно ли пояснять, что происходит вокруг? Все взрослые в панике или, как минимум, в нервяке; дети видят, что что-то не так, да и дышать им тоже тяжело. Даже неважно, кстати, о чем речь – о пожарах, или другой какой-то экстремальной ситуации – как и что говорить детям? Чтобы их не испугать..И вообще нужно ли? И еще: как могут такие затяжные катаклизмы как этим летом сказаться на здоровье (и психологическом в то числе) маленьких детей. Моему сыну 2,5 года.
Спасибо
Лиза

Ответ эксперта
Лиза, вы задали непростой и очень важный вопрос. Действительно, как детям объяснить то, что у самого родителя не до конца в голове укладывается? И как успокоить ребенка, когда сам не особо спокоен? Я считаю, что лучше объяснять, чем не объяснять. Вопрос в том, как это делать. Желательно честно и спокойно описать то, что происходит. Но с поправкой на детский уровень понимания. То есть проще и конкретнее, чем если бы вы это объясняли взрослому. «Горят деревья — так иногда бывает, потому что летом они высыхают и легко загораются, а потушить их сложно». Впрочем, это не самое важное. Ребенок ориентируется не только и не столько на ваши слова, сколько на ваше отношение к тому, что происходит — это для него самое важное. Он смотрит на ваше поведение, улавливает ваше эмоциональное состояние. В этом дети — профессионалы, и вряд удастся спрятать от них свои эмоции — страх, беспокойство. Почувствуют, скорее всего. Другое дело, как они интерпретирует увиденное, какие выводы из этого делают.
Поэтому, очень важно объяснить ребенку свои эмоции. Честно сказать: мне страшно, я беспокоюсь, потому что ситуация сложная. Таким образом вы подтвердите ребенку то, что он видит и ощущает, и это может его успокоить, как ни странно. Ведь для ребенка более тревожны двойные послания - когда он чувствует, что мама обеспокоена чем-то, но ему говорит, что всё в порядке и нечего бояться. Описание эмоций - это только первая часть сообщения. Вторая часть сообщения должна содержать утверждение, что вы, как взрослый сильный человек, будете контролировать ситуацию и заботиться о ребенке. Это может звучать так, например: «Я беспокоюсь, что из-за этого дыма нам тяжело дышать. Такие непредвиденные ситуации бывают, и мы что-нибудь придумаем, чтобы всё было в порядке — я позабочусь о тебе».