В экстремальных ситуациях увеличивается агрессивность? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
Возможно, это только мое впечатление, но летом в эту жару и духоту, вопреки тому, что написано, кстати, в статье, люди как-то зверели - обычное для мегаполиса раздражение просто зашкаливало. А есть ли данные, свидетельствующие о том, как именно себя в это время люди чувствовали? Статистика? Повышение рецидивов? Я где-то слышала о том, что такое раздражение в неблагоприятных ситуациях накапливается и дает о себе знать эмоциональным взрывом гораздо позже – как раз через месяцок, другой.. это так?

Ответ эксперта
Вы правы — жара у многих людей вызывает усиление агрессивности. Это показали многочисленные эксперименты социальных психологов. Например, американские исследователи обнаружили, что в жаркую погоду нападающие в бейсболе гораздо чаще попадают в отбивающего. И не потому, что лучше играют, а потому что бьют более злобно. Впрочем, тут нет противоречия с идеей о том, что в жару контакты между людьми упрощаются, и меньшую роль играют социальные условности. Открытые проявления агрессии — это ведь тоже отказ от социальных условностей. А вот накапливается ли раздражение, и может ли оно неожиданно прорваться через месяц-другой, зависит от того, как человек обращается со своими эмоциями. Есть разные способы управления своими эмоциями. Кто-то их осознает и понимает, и направляет в безопасное для себя и окружающих русло. А кто-то эмоции вытесняет, игнорирует, и в таком случае они становятся неуправляемыми. И эмоциональный взрыв может произойти в какой-то особо сложный для человека момент, когда ему не хватает сил подавлять свои эмоции. Тут надо отметить, что представление о человеческой психике как о резервуаре, где что-то накапливается, а потом прорывается, несколько примитивное и неверное. Психика — не чайник. И эмоциональные срывы могут происходить не от того, что что-то накопилось, а от того, что психика истощена и уже не может управлять эмоциями так, как она это делает в нормальном состоянии. Соответственно, если после катаклизмов этого лета человек не восстановил свои силы, в том числе и душевные, то срывы возможны. Кстати, хочу опровергнуть один расхожий миф про агрессию. Считается, что если выражать агрессию свободно — кричать, бить что-то, то это способствует избавлению от нее. Социальные психологи доказали, что все ровно наоборот — чем больше человек позволяет себе выплескивать агрессию, тем чаще у него возникают агрессивные порывы.