Что это было? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
В августе, когда концентрация дыма зашкаливала, я ночью проснулась в своей московской квартире от того, что не могла дышать. В буквальном смысле не могла дышать – нечем было, начала задыхаться, закрыла впопыхах открытое (из-за жары) окно, побежала в другую комнату – кружилась голова, состояние было будто бы на грани обморока. У меня дистония, может быть, это с этим как-то связано? Дошла до ванной, обмоталась мокрым полотенцем, вернулась в комнату и кое-как улеглась на полу, на простынях, т.к. на диване лежать было просто невозможно. Засыпая, боялась не проснуться – был реальный страх задохнуться (либо от гари, либо от духоты). Было страшно. Прямо приступ какого-то животного страха. Сейчас мне кажется он преувеличенным. Что это было? Не могу понять. Преувеличенная ли реакция? Оправданная ли? Истерика? Я накрутила себе или мне действительно могло стать плохо…?

Ответ эксперта
Светлана, могу представить, какой сильный страх вы пережили. И как странно теперь вспоминать об этом. Мне сложно точно сказать, что с вами произошло — для этого мало информации. К тому же, тут речь идет не только о психических, но и о физиологических процессах. Могу только предположить, что ваш мозг вас разбудил и сильным страхом предупредил об опасности удушья. Ведь дыхание — жизненно важная функция, и для психики это предмет особой тревоги и заботы. Другое дело, что психика не всегда точно оценивает степень объективной опасности и перестраховывается. Отсюда ваш вопрос — оправданно ли ваше беспокойство? На него невозможно ответить однозначно. Оправданно ли, что пожарная сирена звучит так громко, что ночью может разбудить целые кварталы? Наверное, лучше разбудить, а потом уже выяснить, ложной была тревога или вполне оправданной, чем проспать пожар. Так же и страх — индикатор опасности, который призывает вас что-то предпринять для собственной безопасности. И в этом отношении страх бывает очень полезен. Другое дело, что ему необязательно быть таким сильным и парализующим. Можно научиться лучше контролировать свои панические реакции.
Отдельная тема в вашем вопросе — страх засыпать. Это можно объяснить тем, что вы хотели проконтролировать ситуацию сознательно, не доверяя бессознательным частям своей психики. Насколько я знаю, такой страх возникал у многих людей в период катаклизма. За этим переживанием стоит экзистенциальный страх потери контроля над собой и окружающим миром. Этот страх активизируется, когда возникают такие сложные ситуации, как этим летом. Он основывается на иллюзорном представлении, что тотальный контроль возможен и необходим. И на иррациональном убеждении, что без тотального контроля человека ждет гибель. На вашем же примере видно, что даже без сознательного контроля организм контролирует ситуацию. А когда понадобилось вмешательство сознания, вы проснулись.
С другой стороны, страх задохнуться во сне может иметь и физиологическую подоплеку, если у человека есть нарушения дыхания во сне. В таком случае следует обратиться к врачу.