Все забыли? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
Добрый день, Данила
Сейчас уже довольно сложно вспомнить те адовы муки, что мы тут пережили
. Вот странный феномен (и довольно предсказуемый, кстати): почему мы так быстро все забываем? Сейчас же, как дым рассеялся, все даже забыли про свои клятвы закупить кондиционеры на жизнь вперед и обставиться по кругу в 2 ряда вентиляторами. Хотя, что-то подсказывает, что лето следующее вполне может быть таким же. Почему мы так быстро все забываем? Это наша российская черта такая? Или это защита психологическая? И насколько это разумно, оправданно что ли? Ведь нужно какие-то уроки извлекать, нет?

Ответ эксперта
Весьма интересный вопрос, спасибо. Действительно, можно только удивляться, наблюдая такую непоследовательность в поведении окружающих людей — совсем недавно все только и говорили, что о кондиционерах, а теперь многие про это забыли. Предположу, что тут дело в приоритете эмоций над сознательным управлением. На невзгоды со смогом мы реагировали прежде всего эмоционально — эта тема поневоле стала самой важной для большинства попавших в эту ситуацию людей. И эмоции придавали решительности — в будущем, мол, мы обязательно подготовимся к встрече и с жарой, и со смогом. Само собой, когда повод для этих эмоций исчез, прошли и сами эмоции. А значит, и основанные на них решения.
Более надежная основа для решений — сознательное целеполагание и планирование. Человек попадает в сложную ситуацию, и помимо эмоциональных реакций делает интеллектуальные выводы. И исходя из этих выводов ставит себе цель в будущем предотвратить проблему, составляет план по достижению этой цели. Возможно, многие люди ограничились эмоциональным решением, не зафиксировав его в виде точного плана.
К тому же, смог и жара были настолько неприятным стимулом, что про него с удовольствием все забыли — вытеснили из памяти. И это действительно могло быть психологической защитой, как вы предположили. Я хорошо понимаю людей, вытеснивших воспоминания о травмирующих событиях. Ведь катаклизмы нарушают привычный нам ход вещей — как бы разрывают непрерывность восприятия жизни. Одна из главных потребностей психики в такой ситуации — восстановить непрерывность, устранив разрыв. Забывание — один из способов это сделать. Хотя, я полностью с вами согласен, что это очень несовершенный способ восстановления нормального порядка вещей. Лучший вариант — подготовка к возможным повторениям катаклизмов, улучшение условий жизни.