А как же здоровье? (в рамках онлайн-конференции "Лето, которое мы пережили")
Летом все трубили про то, как опасен для здоровья тот химический коктейль, который мы были вынуждены вдыхать. У меня друг химик по образованию, на август он спешно уехал в Сочи, а когда вернулся, добрый человек, рассказал мне, какие ужасы творит с легкими дым торфяников и какие, в перспективе, последствия для здоровья могут быть … И вот теперь, как ни уговариваю себя, все никак не могу отделаться от мысли, что мое бедное тело накопило кучу токсинов и от них нужно избавиться. Плюс осеняя хандра, слабость, еле ноги передвигаю, утром проснуться не могу и думаю периодически: «А вдруг это все дым»? Глупо звучит, сама вижу. Но как от этого страха страха отделаться теперь? С другом тем, кстати, общаться больше даже не хочется.

Ответ эксперта
Анна, меня тоже чрезвычайно тревожит этот вопрос: насколько обратимы последствия смога для здоровья. Думаю, что большинство попавших в эту ситуации людей тоже чувствуют что-то подобное, когда вспоминают о событиях этого лета. Сложность тут в том, допускаем ли мы возможность того, что внешняя среда причинит нам какой либо ущерб, или нет. Ведь жизнь устроена так, что мы постоянно что-то теряем — с ходом времени, с взрослением. Точно так же, как и что-то приобретаем. И окружающая среда может причинить нашему здоровью вред - это часть нашего взаимодействия с ней, взаимообмена (а уж какой вред ей причиняем мы …). И наши эмоции по поводу возможного ущерба зависят от того, как мы к этому относимся. Если мы понимаем, что потери — это часть жизни, что это в некотором роде нормально, то нам легче эти потери принять. Это может быть страшно, мы можем испытывать шок и протест, теряя что-то. Но эти эмоции не задерживаются слишком надолго, они проходят естественным путем. А мы становимся более закаленными и мудрыми — это приобретение от потери.
Если же потери не включены в нашу модель мира, если мы отрицаем саму их возможность, то мы на этом концентрируемся. И негативные эмоции, связанные с потерей, становятся навязчивыми, долго не отпускают нас. Вы написали, что у вас до сих пор вызывает боль мысль о том, что смог принес вам непоправимый вред — это как раз пример излишней концентрации на проблеме, за которой стоит подсознательное убеждение «со мной не должно случаться ничего плохого, а если это случится, то я этого не перенесу». Можно осознать это убеждение и попытаться изменить его на более реалистичное. Например, такое: «В жизни бывает сложные ситуации, которые могут причинить мне вред, но я постараюсь защититься и компенсировать их последствия». Такая установка может придать сил, побудить к конкретным действиям, которые помогут вам решить проблему. Например, обратиться к врачу по поводу недомогания и к психологу по поводу неотпускающей тревоги. А ведь ничто так не успокаивает, как решение проблемы.
А что касается ужасных картин, описанных вашим другом-химиком, то я бы рекомендовал воспринимать такие рассказы со скепсисом. Точнее, отделять в таких рассказах информационное сообщения от эмоционального. В плане информации ваш друг может и был прав. Но эмоции он вам передал, не способствующие принятию обстоятельств — возможно, сгустил краски. Во времена катаклизмов это распространенное явление — многие люди чувствуют страх и пытаются передать свои эмоции другим людям. Не специально даже, а бессознательно. Стоит понимать действие этого механизма и не поддаваться эмоциональному заражению.