Как определиться с профессией? ( в рамках онлайн-конференции "Стать собой")
Здравствуйте. Меня зовут Елена, мне 34г. У меня сразу вопрос: "Как определиться с профессией, если ни одна профессия ни привлекает больше другой?". Я понимаю, что этот вопрос нужно задать себе намного раньше чем в 34года, но проблема в том, что я с самого детства не знаю, кем я хочу быть. Вопрос "Кем ты хочешь быть" всегда вгонял меня в ступор. В разное время я отвечала всегда по-разному, чтобы угодить тем или иным людям, и от меня отстали. Родители, конечно, навязывали свои варианты, но последние слово всегда оставалось за мной. У меня такое чувство, что я застряла в 17летнем возрасте, когда все выбирают дорогу, по которой им идти, а я так и не смогла выбрать. Я честно отвечала на разные тесты, пыталась вспомнить во что любила играть, чем увлекалась, за что меня хвалили в детстве или, что я делала лучше других, но от этих размышлений стало только тошно. Выяснилось, что особых талантов у меня нет, увлечений тоже, детство прошло в больнице (у меня проблемы с ногами), в общем тупик какой-то.Я гоняюсь за профессией как за миражом, как только мне кажется, что я определилась, проходит время и я понимаю, что это снова не то. В данный момент я работаю в торговле, но на работу хожу как на каторгу. Эта не нереализованность откладывает отпечаток и на мою личную жизнь, вернее на ее отсутствие. Я пыталась представить себя через 5,10,15 лет, но определиться все равно не получается. От профессии мне хочется получать удовольствие, как в поговорке "на работу с удовольствием и с работы с радостью". Ведь когда ты занимаешься любимым делом- это счастье. Отсутствие профессиональной самореализации вызывает у меня отчаяние, я чувствую, что моя жизнь стоит на месте. Помогите мне пожалуйста разобраться во всем этом.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Так бывает, что люди, получив одну профессию и даже проработав значительное время в ней, получают еще одно образование и счастливо «находят себя» в совершенно новой области. Так что ваш возраст не является помехой. Наоборот, ваш опыт, даже если вы и сейчас не знаете, чего же именно вы хотите, по крайней мере, подсказывает вам, чего вы не хотите и что вам точно не интересно. Ведь, раз вы уже несколько раз почти ухватывали ваш интерес к какому-то делу, а потом охладевали к нему и разочаровывались в выборе, значит, вы точно знаете, куда вам идти не стоит.
Что именно оказывается самым трудным в вашей нынешней работе? Само ее содержание? Необходимость все время быть на ногах ( а вы указывали на какие-то проблемы, связанные с ногами)? Необходимость общаться с большим количеством людей?
Отвечайте на самые простые вопросы, когда вы думаете об возможной работе. Не ограничивайте себя тем, что вы чего-то не знаете или не умеете.
Должна ли работа быть связана с общением с людьми ( как клиентами, учениками , потребителями тех услуг, которые вы могли бы предоставлять и т.д) или вы предпочли бы большую изоляцию? Хотите ли вы работать в большом коллективе или нет? Представьте себе несколько «картинок» вашего идеального рабочего места. На что это похоже?
Что вы запретили себе когда-то в юности? Для чего существовали какие-либо препятствия? Возможно, какой-то ваш несмелый выбор не поддержали родители в 17 лет? Может быть, ваш интерес где-то там и остался? Может быть, вы хоть немного мечтали о таких профессиях, о которых и заикаться не стоило в вашей семье, ибо такие занятия считались чем-то недостойным?
Ничем не ограничивайте свою фантазию.
Возможно, уже сами общие ответы ответы и «рисование картинок» в вашем воображении дадут вам подсказки, куда вы можете направить свой интерес. Не заглядывайте в будущее - через 5,10,15 лет. Ведь проблема самореализации стоит прямо сегодня.
Вы жалуетесь на отсутствие реализации только в профессиональной жизни и не проясняете, довольны ли реализацией себя и тем, как разворачивается ваша жизнь в других значимых областях. Возможно, такой отчаянный профессиональный поиск себя связан с тем, что вы не очень довольны своей жизнью и в других сферах? Насколько вам удается устанавливать отношения и удерживать интерес к людям? Может быть, поиск профессии является не самостоятельной проблемой, а только ее частью?