Как научиться жить с мыслью о том, что проживаешь не свою жизнь? (в рамках онлайн-конференции "Стать собой")
Добрый день! У меня замечательная семья, любимый муж, трое детей (старшему 6), большой дом, достаток семьи выше среднего. Казалось бы, все замечательно, жизнь удалась - живи и радуйся! А мне выть хочется и орать... Я живу и понимаю, что все это не мое! Нет, вы не подумайте - я очень люблю и уважаю мужа, обожаю детей, но только все это какое-то навязанное что-ли, по какому-то шаблону приобретенное. В свое время у меня как-то не особо получилось пожить для себя, разобраться в своих желаниях, эмоциях. И вот сегодня я окончательно поняла, что проживаю не свою жизнь - сижу и реву как дура, а еще я понимаю, что я не смогу развестись с мужем, даже если захочу (в планах пока нет) - он НИКОГДА в жизни не отдаст мне детей, а он понимает, что я это знаю, и очень редко, но метко шантажирует меня этим. В таком депрессивном состоянии я нахожусь уже два года, отвлекала себя очень активным образом жизни - ремонты, поездки, работа, дети, социальные проекты - а сейчас понимаю, что только оттягивала критический момент. На сегодняшний день внутри пустота, отсутствие планов, вернее они есть, но мне все равно... Как прожить ближайшие 10-15 лет и не сойти с ума?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Вы перечисляете то, что в вашей жизни хорошо. И действительно, этот список впечатляет. Но вы не говорите о том, что именно дает вам ощущение того, что вы проживаете не свою жизнь. Какие именно моменты обостряют это переживание? Знаете, на вопрос как мне научиться жить с мыслью о том, что проживаешь не свою жизнь, я бы ответила, что этому не надо учиться. Это большое преступление против себя. Но у вас есть все условия, чтобы начать жить свою жизнь. Нужно только разобраться, что это такое для вас сегодня. Какая жизнь — ваша?
Вы говорите о том что все, чем вы живете сегодня — словно бы навязанное, приобретенное по шаблону. А чьи это шаблоны? Кто вам это навязал?
Вы пытались найти себя в активной жизни: «ремонты, поездки, работа, дети, социальные проекты». Но, возможно, часть этой активности была также «не вашей»?
Мне кажется, сейчас очень важно приостановиться и дать себе возможность разобраться в том, что именно на сегодня является вашим. Что мешает вам с этим разобраться?
Откуда вообще такая идея, что для того, чтобы прожить свою жизнь, нужно было бы развестись с мужем? Разве вы не любите и не уважаете его? Насколько можно понять из описания вашей жизни, ни муж, ни сами по себе обстоятельства и условия вашей нынешней жизни не противоречат вашим поискам.
Вы определяете свое состояние как депрессию. Действительно, о ней мы думаем, когда находим у человека потерю интереса к жизни и отсутствие желаний и планов. Депрессия может быть реакцией на то, что мы не делаем того, что должны были бы делать в жизни, в этом смысле депрессия — действительно, ответ на то, что мы не живем свою жизнь.
Если вам кажется, что самостоятельно, просто задавая себе вопросы, которые я задала вам, вы не сможете найти то, что вернет вам ощущение полноценности своей жизни, обратитесь в к психологу для очной работы. «Перетерпеть» свою жизнь или даже ближайшие 10-15 лет — значит слишком уж неправильно распорядиться временем и собой.