Стоит ли тогда жить?
Здравствуйте, Лариса!
На первый взгляд, может показаться, что моя жизнь вполне успешна: школа с золотой медалью, красный диплом в одном из лучших столичных вузов, европейские стажировки, интересные путешествия, перспективная работа в Германии, материальная обеспеченность ... но, на фоне всего этого какое-то жуткое чувство одиночества, презрения и даже ненависти к себе. У меня не ладится личная жизнь, я не уверена в себе - во всем чувствую себя самой худшей (какой-то бестолковой, некрасивой). Если кто-то и проявляет ко мне некую симпатию - я думаю, что этому человеку наверняка что-то от меня нужно, а я сама, по меньшей мере, ему противна. Если в моей жизни и завязывались какие-то близкие отношения с мужчинами - то я старалась побыстрее избавиться от них сама, мотивируя это тем, что вокруг много действительно красивых и достойных женщин, а меня итак все равно скоро бросят, опять же причинив боль. Мне никто не делал комплиментов и никогда не говорил, что любит. Комплекс собственной внешности развился у меня с самого раннего детства - я была обычным ребенком, а потом обычной девушкой, но мои недоброжелатели (и даже подруга) твердили, что я уродка и никому никогда не буду нужна. Я расстаивалась, но двигалась вперед в учебе и карьере, старалась улыбаться и быть сильной по какой-то непонятной инерции. Считала, что если дать на минутку себе остановиться, то окончательно упаду, больше не встану и сойду с ума. Годами я в себе все эти раны хоронила, но последнее время меня все чаще стали посещать мысли о бесцельности всего, не хочется продолжать, хочется все бросить и уйти из жизни. От того что подобные размышления навещают меня все чаще становится страшно. Я не могу и не вижу смысла больше ни быть, ни казаться - кем бы то ни было: все что я есть на данный момент -это одна сплошная невыносимая боль, - боль, по большому счету, за бесполезно прожитое время, за упущенные возможности, которых больше никогда уже не будет, за ненависть к себе. Мне хочется, но я не имею возможности жить в полном смысле этого слова, мое существование отравлено полным неприятием себя.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Евгения!
Я много раз встречалась с ошибочным мнением о том, что человек словно бы упустил какие-то возможности, когда он, на самом деле, просто был не готов их «брать», встречаться с ними, когда он был недостаточно зрел и устойчив, чтобы быть способным преодолеть какие-то трудности. В таких случаях просто нельзя относить те «возможности» к своим, они становятся нашими, когда мы готовы их встретить. Не стоит сокрушаться и сожалеть о том, что якобы упущено — на то, чтобы вырасти, стать взрослее, получить какие-то важные навыки совладания с жизненными сложностями требуется много и времени, и сил.
Сегодня вы можете понять, что росли в не вполне благоприятной обстановке, сегодня же вы можете найти в себе совершенно иные возможности, чем были вам доступны в детстве. Сегодня вы можете принять решение и обратиться за терапией к психологу, когда-то у вас такой возможности не было. Не думайте, что вы должны со всем сложным справиться сама, мы не должны всю жизнь жить жизнь героя, можно начать полагаться на чью-то помощь, пускай поначалу это будет помощь специалиста. Я рекомендую вам начать такую работу с психологом.
Нам всем нужны отношения, нам всем важно ощущать себя в поле близкого общения, когда мы являемся для кого-то совершенно особенным человеком. У вас нет трудностей в том, чтобы привлечь внимание и интерес мужчины — до сих пор самым трудным оказывалось остаться с ним в отношениях, перестать оценивать себя так жестко и так негативно, как когда-то оценивала вас подруга.
Сегодня вы словно бы берете на себя эту роль жесткого недоброжелательного критика. Я надеюсь, что уже завтра вы сможете отказаться от того, чтобы оценивать себя таким строгим и несправедливым образом, лишая свою жизнь радостного тепла.