Не могу справиться с усталостью от работы...
Я работаю в школе, последнее время ощущаю полный упадок сил – устаю
от постоянного общения с учениками и коллегами. Как быть?

Ответ эксперта
Многие узнали бы себя в вашем письме. Невозможная усталость после рабочего дня, тяжелый сон, трудное пробуждение... Сил хватает только на самые необходимые дела, а они разнообразием не отличаются. Общение с учениками, родителями, коллегами... Вам кажется, что дети «вытягивают» энергию, при этом, говоря вашими словами, «прятаться от детей нельзя». Работаете вы всего десять лет, перспектива страшит, выхода вы не видите. Мне кажется, стоит подумать не столько о приемах релаксации и «энергосберегающих технологиях», сколько о вашей установке «дети меня съедают, а отказать нельзя». Похожие мысли можно встретить у представителей других профессий, понимаемых как своего рода жертвенное служение. Все начинается с энтузиазма, повышенной самоотдачи, радости оттого, что нужен. Беречь себя и дозировать свое внимание и время нельзя, ведь «они» ждут, хотят, нуждаются! А потом организм говорит: стоп. Он не готов до конца поддерживать героическую идею самопожертвования. Хроническая усталость – один из вариантов такого сигнала. Так что я бы начинала с пересмотра ваших представлений о Хорошем Учителе. Понаблюдайте за своими коллегами, хорошими педагогами, особенно старшими. Как им удается годами выдерживать это напряжение, не перегорая и не становясь равнодушными, вот в чем вопрос. Нам, людям помогающих профессий, хочется верить, что мы делаем важное дело. Но мы нужны пациентам, клиентам или детям только живыми, любопытными, бодрыми духом. Сгореть на работе – не подвиг, а профессиональная ошибка.