Что делать, если дед равнодушен к внукам?
Я никогда не навязывала своему отцу общение с внуками. Дети хотят общаться с дедушкой, а ему все равно: у него своя работа, личная жизнь...

Ответ эксперта
Очень горькое письмо у вас получилось, Надежда. Если перевести его на язык чувств, то главный ваш вопрос в следующем: кто виноват в том, что ему не нужны внуки, – папа или я? Когда вы спрашиваете, можно ли было что-то изменить, как-то повлиять на отца, я слышу тему многих консультаций и групп: если кто-то
из родителей меня не замечал,
не принимал, не ценил, можно ли было стать лучше, заслужить, завоевать? Дети ведь склонны считать, что все дело в них: они просто не справились, а вот если бы действовали правильно и достали для мамы (папы) луну с неба, тут бы родители и увидели, какой у них замечательный ребенок. Ну что ж, вы достали луну
с неба – вырастили чудесных детей. Не помогло. И дело, конечно, не в вас (и тем более не в сыновьях). Папа ваш явно молодится. Возможно, он относится к типу «вечно юных» героев, которые не признают всего того, что мы называем узами – кровными, брачными, всякими. Им бы все летать, как Питеру Пэну. Для мира они – праздник, а для близких – порой сущее наказание. Домашняя дипломатия вряд ли изменила бы вашего папу, вы только дали бы ему повод для еще большего отчуждения. А вот что действительно зависит от вас – не «транслировать» детям свою обиду, свою горечь. Ваше выражение лица, когда в очередной раз папа демонстрирует равнодушие к внукам, их переживаний не облегчает. Жаль, конечно, что им не достались радости общения с дедом. Но он потерял больше.