Что дает женщине ощущение, что она женщина?
Некоторое время назад я попыталась понять, кто я. И получилось, что из всего, чем наполнена моя жизнь, я могу хоть мало-мальски идентифицировать себя с понятием "женщина". Поскольку и в этом случае у меня не было ощущения "да, это я!", я начала пытаться понять, что же означает "быть женщиной". И в результате я пришла к выводу что быть женщиной значит чувствовать себя ею. Но я так и не смогла понять, что, собственно, дает это ощущение. Может быть, вы могли бы подсказать? Я знаю, что девочка начинает "понимать" себя как женщину в раннем возрасте, при помощи отца. Но в моем случае это было невозможно, так как отец не очень был рад тому, какая я- критиковал мой внешний вид, внешность, толщину (я была довольно упитанным ребенком), говорил что "я всю жизнь одна проживу, потому что никому я не буду нужна" и что "мальчики на таких не смотрят". Так что, как видите, в детстве не сложилось. Но мне кажется, что почувствовать себя женщиной можно и в взрослом возрасте, разве нет? Спасибо!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ирина!
Знаете, существует очень большое количество профессиональной литературы на темы гендерного самоопределения и полоролевой идентифиции людей. При этом, вопрос о том, что же именно делает женщину женщиной и что, собственно, это означает, не решен. Существует мнение, что девочек начинают воспитывать как девочек, в том числе и одевать, предъявлять им иные требования, чем к мальчикам и, таким образом, общество словно бы снимает вопрос, указывая девочке, кем она является.
Безусловно, роль отца в формировании женской идентичности огромна, но не меньшую, а может быть, и большую роль в этом процессе играет мать девочки. Нам вряд ли стоит сейчас теоретизировать на эту тему, к тому же, представители разных направлений психологии могут дать вам разные ответы.
Конечно, ваш папа допустил ряд серьезных воспитательских ошибок, судя по тому, как вы описываете его отношение к вам. И опять же, ошибки эти были бы такими же серьезными, если бы такие же слова были направлены не к дочери, девочке, а к сыну. Ведь, прежде всего, он не оказывал поддержки своему ребенку, высказывая какие-то свои представления «о прекрасном» и «правильном». Такого рода высказывания, критика взрослых, да еще и в период размытой, диффузной идентичности, каким является подростковый период, могут серьезно атаковать самооценку. Видимо, кроме критикующего отца, в вашей жизни не было столь же значимого человека, который бы оказывал вам поддержку, предлагая другие интерпретации вашего внешнего вида, поведения и будущего. Очень жаль; «в детстве у вас не сложилось», как вы говорите. Очень жаль, что ваш папа не наслаждался тем, что у него растет дочь, общение и поддержка которой могли бы только обогащать его жизнь.
Но детство закончилось, а тот период, в который вы вступаете, тем и хорош, что можно перестать так сильно зависеть от мнений и систем представлений «взрослых». Никаких серьезных ужасов вашей жизни не случилось, и самое время начать работу с собой, для себя, о себе.
Я думаю, что ваши вопросы о том, кто вы и что такое чувствовать себя женщиной, могут быть связаны с трудностями отношений с противоположном полом. В этом случае девушки могут начать задавать себе вопросы «что со мной не так?», «такая ли я женщина, которой я должна быть» или, как в вашем случае, а что это такое вообще — быть женщиной?
Я бы рекомендовала вам поработать с психологом, если у вас есть такая возможность. Если нет, то примите совет начать узнавать себя, без размышлений о том, какая вы женщина. Что вам нравится делать — делайте, чему хотите научиться — учитесь, с кем хотите познакомиться — знакомьтесь, общайтесь. Вы не должны быть такой женщиной, какой кто бы то ни было хотел вас видеть. Просто узнайте сами для себя, какая вы.
И, чтобы уж совсем четко: почувствовать себя собой не поздно никогда, и я считаю, что это наше и право, и обязанность (по отношению к себе).