Когда кажется, что все потеряно, как жить дальше?
Мне 28 лет, не замужем, работаю программистом в гос.учреждении. Хороший дом, хорошая машина, хорошая работа. Но это все материальное, которое меня интересует меньше всего. Этот год принес сплошные потери, которые больно ранили, и пока не нахожу сил оправиться. Умерла любимая, мудрая бабушка, бросил молодой человек, с которым уже была распланирована вся будущая жизнь, украли любимую кошку, которая была мне почти ребенком. Все, что казалось мне стабильным, рухнуло. Знаю, что это все не конец жизни, и будет еще много радости впереди. Но на данный момент я в глубокой депрессии. Пытаюсь зацепиться за что-нибудь, найти смысл существования. Книги, вязание, оригами и прочие занятия не помогают. Уехать на время - работа не отпускает. Как с этим справиться, пожалуйста, подскажите?

Ответ эксперта
Не удивительно, что вы определяете свое состояние сейчас как депрессия. Смерть близкого человека, потеря значимых связей, произошедшие за короткое время — это способно окрасить жизнь в мрачные тона и погрузить в состояние, из которого трудно выбраться. Многие прежние увлечения перестают радовать и занимать. Вы верно замечаете, что все еще будет в вашей жизни: и новые связи, и счастье хороших отношений, и радость. Но именно сейчас вам трудно. К сожалению, скорбь по ушедшим не сразу становится светлой печалью, на это требуется время. Время для того, чтобы душа совершила определенную работу по расставанию с умершим. Поверьте, настанет пора, когда вам будет не так пронзительно больно.
Вы сможете встретить другого человека, с которым у вас будут не только планы на дальнейшую жизнь, но и претворение этих планов в реальность. Но именно сегодня вы чувствуете себя брошенной и это также очень больно.
Вы верно, на мой взгляд, заметили, что рухнуло то, что казалось таким стабильным; посмотрите, ваши машина, дом немного состарились, но с ними все в порядке. Человеческие отношения и жизнь очень хрупки. Конечно, это не добавляет оптимизма, но без осознания этого жизнь может превратиться в фиксацию потерь и уходов, смертей и нарастающего одиночества. И смерть, и уходы от нас людей встроены в саму жизнь.
Вы ничего не пишете о своих связях и отношениях: есть ли у вас друзья, подруги, люди, с которыми вы можете встречаться и не чувствовать себя одинокой и покинутой? Вы потеряли интерес к книгам, вязанию, оригами — это все занятия, которые требуют сосредоточения, возможно, сейчас вам, действительно, трудно сосредоточиться. Попробуйте заниматься йогой, пранаямой — это также требует сосредоточения, но иного. Моя собственная практика и опыт моих клиентов показывают, что после занятий просто не остается места для тяжести, которая могла до этого годами «заполнять грудь». Займитесь плаванием, фитнесом, если есть недоверие к йоге.
Хорошая идея — взять отпуск, уехать на время. Вы пишете, что заняты на работе, но можно найти время хотя бы для недельного отпуска, не обязательно уезжать на месяцы. Конечно, в ситуации неразрешенных «проблем» мы везем эти проблемы туда, куда мы направляемся. Но у вас не проблемы, а тяжесть на душе, потеря радости. Представьте, что прямо сейчас вы сидите на берегу моря где-нибудь в Гоа и слушаете шум волн, наблюдаете за жизнью вокруг. И с каждой откатывающейся волной часть вашей тяжести уходит...
Все эти меры могут в совокупности облегчить ваше состояние, но то, что вам нужно — это просто время. Было бы странно, если бы мы не страдали, теряя близких, правда?
Такие ситуации просто ставят перед нами вопрос о нахождении нового смысла своей жизни на новом этапе; смысл — это не навсегда, это всегда на какое-то время, до тех пор пока не изменятся обстоятельства или сам человек.
Не отчаивайтесь, в вашей жизни еще будет много светлого.