Как примириться с прошлым?
Добрый день.
Я, как и любой, наверное, человек, в жизни делала множество ошибок. Лет в 8 была "встреча" с педофилом. Благо, до критического не дошло, но при мысли об этом трясет от отвращения, от собственной глупости ("повелась" на рассказ о маленьких котятах тут, неподалеку) и от мысли, что с моей дочкой может произойти что-то подобное.
Часто обижала других словами, била младшего брата за непослушание и за собственную несвободу, грубила родителям (и сейчас часто срываюсь) при попытках лезть в мои дела да и проч. Во время декретного отпуска и сейчас (сижу дома с ребенком) появилось много времени для размышлений о себе и своих поступках. И теперь эти воспоминания и раскаяние стали просто навязчивыми. Стоит ночью проснуться, потом часами не могу уснуть, мучаюсь самоедством: "как я могла.. сама виновата.. глупая... и проч. и проч." Мне кажется, я завязла там, в тех ошибках, поступках. Как двинуться вперед? Как примириться со своим прошлым?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Валентина!
Вам не в чем винить себя за «встречу» с педофилом. К сожалению, жертвы насилия или таких «встреч» чаще всего не рассказывают родителям о том, что с ними произошло, опасаясь как раз обвинений с их стороны, и живут потом многие годы, обвиняя себя в произошедшем. А родителям часто удается не заметить, не обратить внимания на изменения настроения и поведения своего ребенка, подвергшегося насилию.
Сейчас, когда у вас растет свой ребенок, страх, что с ним может произойти подобное, очень понятен. Но кроме этого страха в вас проснулась и старая вина. Агрессия по отношению к брату, грубость родителям были, скорее всего, вашим «ответом» на невнимание взрослых к вашим страданиям и вашим мукам. Не умея наказать своего обидчика, вы наказали тех, кто не смог вас защитить от произошедшего, да и потом жили как ни в чем ни бывало, не слыша вашего вопля о помощи, о том, что что-то с вами не в порядке.
Прошедшего не вернуть. С вашей травмой можно работать и теперь, после стольких лет или тогда, когда вы найдете для этого возможности. Но прямо сейчас вы можете сделать некоторые вещи, которые помогут вам перестать остро мучиться. Вы можете написать письма своему брату, своим родителям и в них попросить прощения за то, в чем считаете себя неправой и виноватой. Письма хороши тем, что дают возможность сосредоточиться, четко сформулировать — письменное слово того требует — свои мысли и переживания. Сам акт написания их бывает целительным. Передавать или не передавать письма —это вы решите сами. Иногда бывает так, что адресатов уже нет в живых, но и в таком случае ритуал приносит облегчение и «работает». Но знаете, иногда люди находят это слишком сложным или невозможным — написать сестре, брату, родителям; кому-то больше подходит обычный разговор и обычное «прости». Возможно, вы никогда не говорили своим родителям о том, что с вами тогда произошло, может быть, теперь вы решитесь рассказать им об этом? Все это решать вам, но знайте, что в тот период вы не были ни в чем виноваты, а ваше поведение после этого — ваш собственный способ «защититься».