Как избавиться от чувства вины?
Добрый день
Меня зовут Елизавета, мне 27 лет. Я замужем второй раз, и от второго брака у меня есть чеырехлетний сын. В первом браке у меня не сложилось. Первый муж сильно избивал меня, на фоне ревности, и вбивал мне в голову, что такая красота никому не нужна.
Во втором браке, пока не появился ребёнок, всё было нормально, на мой взгляд. Но с появлением сына, у нас с мужем пошёл полный разлад. Он не хочет понимать меня, а я не могу понять его. У мужа по весне и по осени случаются алкогольные приступы. И как бы я его ни просила измениться, он это сделать не может. Или не хочет?
Это началось, когда сыну было 2 месяца. Он приполз домой и начал кричать, хамить... Напугал ребёнка, я ему сказала: «Сначала протрезвей, а потом поговорим». Он развернулся и спонтанно: «Ах, нельзя пить, значит, я пошёл гулять», - и ушёл. Вернулся только через 5 дней. А потом говорит: «Прости, такое никогда не повторится больше». Я простила раз, второй, и т.д. Муж знает, что я не переношу пьяных мужчин, и не хочу, что бы мой сын видел это хамское и буйное отношение к нему и ко мне.
Но сейчас я понимаю, что когда он уходит или я его не пускаю пьяного домой, мне становится хорошо и спокойно. Но проходит, некоторое время, и я начинаю себя ковырять: это я виновата в том, что я его не понимаю, не даю пить, надо терпеть... И, какой шаг бы я не сделала, через некоторое время начинаю себя во всём винить.
На работе — та же история. Как только я завожу разговор о повышении зарплаты, мой руководитель сначала сеет во мне чувство вины (беспочвенное), а затем говорит, что я не заслуживаю пока повышения. И всё заново. Я убеждаю себя в том, что виновата, и стараюсь работать лучше.
И по всей моей жизни — я кругом виновата. Помогите мне пожалуйста разобраться в этой проблеме. Заранее благодарю.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елизавета!
Вы так ясно нарисовали картину ваших семейных и рабочих отношений, что в конце вашего письма я невольно ожидала от вас не заявки на решение «проблемы», а вариантов ее разрешения.
Вы четко видите, что ходите одними и теми же эмоциональными «дорогами», вы понимаете, что таким образом ситуации не изменить. Конечно, ваше так легко актуализирующееся чувство вины требует какой-то иной работы, чем некий заочный совет.
Попробуйте рассмотреть варианты, как вы можете себя повести в разговоре с руководителем. Мы много раз бывали с ним в ситуации, когда он сеет в вас чувство вины — приготовьте свои аргументы. Пускай они будут иными, не такими, как до сих пор. Попробуйте установить для себя срок, сколько вы можете еще находиться в таких условиях. Оговорите, как именно должно выглядеть то, что вы «заслужите» повышения? В чем должны состоять изменения с вашей стороны? Попробуйте оценить, сможете ли вы соответствовать когда-нибудь этим ожиданиям начальника?
Может быть, вам уже давно стоит искать другую работу?
Ваша ситуация с мужем сложнее. Вы пишете, что муж знает, что вы не переносите пьяных мужчин и не хотите, чтобы сын видел хамское отношение к вам. Но ваше поведение говорит о другом: много раз повторенная ситуация, когда вы «возвращаете» его, дает ему основания и дальше практиковать свой стиль жизнь. Посмотрите, не только в его, а в вашу жизнь уже словно заложены его весенние и осенние «алкогольные приступы». Что их провоцирует? С чего они начинаются? Здесь масса вопросов. Что вы имеете в виду, когда говорите, что «не понимаете его, не даете пить». Вы не понимаете его и он с тоски пьет? Или он должен пить, а вы должны это каким-то образом «понимать»? Признает ли ваш муж свое пьянство как проблему? Хочет ли он сам с этим что-то сделать? Если «да», то у вашей семьи одни перспективы, если «нет» — совсем другие.
Понятно, что вам страшно остаться без мужа, что у вас есть к нему какие-то теплые чувства, вам хочется полной семьи для своего сына — иначе зачем бы вы терпели и надеялись на улучшения? Или у вас есть решение сказать твердое «нет» своему мужу, но нет надежды, что вы не утонете в привычном чувстве вины? Что явилось точкой, событием, после которого вы решились прекратить свой первый брак? Что для вас было бы таким же событием в этом? Эти вопросы вы могли бы прояснить для себя и на очной консультации с психологом.