Как избавиться от комплексов и научиться радоваться жизни
Здравствуйте!
Года 3 назад у меня появилась социальная фобия. Это произошло после того, как меня уволили и я "ушла в себя", мне стало казаться, что окружающие люди видят во мне только плохое, что я не соответствую ситуации и чувствую себя никчемной. Я и раньше была скромной, но комплексов не было, я жила и радовалась жизни. А после увольнения я замкнулась и как будто перестала доверять людям. Может это случилось из-за того что с моим начальником у меня до увольнения были очень хорошие отношения, а потом они испортились. Я понимаю, что в этом была моя вина, но всё же мне было очень обидно, что человек взял и отвернулся, когда я сделал промах.. Это была моя первая работа. После этого были другие места, но нигде я так и не смогла с кем то сблизиться. После этого у меня появился страх есть с другими за одним столом, у меня дрожали руки и я стала избегать этой ситуации. И вообще как-будто все время напряжена, когда я не дома, а в социуме, мне кажется, что меня все оцениваю негативно. Иногда как будто не хватает воздуха, когда много людей, теряюсь. Я стала избегать встреч с друзьями в кафе, потому что я знаю,что страх опять появится и я буду выглядеть нелепо с этими трясущимися руками. А друзья заметят и подумают что с мной что-то не так и отвернутся от меня. На улице мне тоже все время кажется, что прохожие меня оценивают. В последнее время я вообще стала избегать встреч с друзьями, сижу дома, никуда выходить не хочется. Сейчас ищу новую работу, но как только подумаю, что опять все повторится: я буду сидеть в углу, лишь бы никто не заметил, избегать ходить на обед с коллегами, думать не о работе, а об оценивающих взглядах и все подобное.
Я просто больше не могу и не хочу так жить, в своей раковине, потому что так безопасно и спокойно. Мне хочется радоваться жизни, быть спонтанной, встречаться с друзьями и вести активный образ жизни. Я знаю, что если я и дальше буду подчиняться своим страхам, то ничего не изменится. Но так страшно сделать шаг. Помогите, пожалуйста.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Виола!
Действительно, вы описываете все признаки социальной фобии, и вы даже отметили для себя, с какой именно ситуации началось ваше страдание. Ваш первый начальник разочаровался в вас из-за какого-то промаха, отвернулся, не дал вам шанса показать себя с другой стороны, исправить эту ошибку. Видимо, отношение к вам этого человека были некоторым зеркалом вашего собственного отношения к себе; так бывает, когда мы начинаем нечто новое в жизни, еще не знаем себя. Это как в детстве, когда родители, мама, папа — наши безусловные авторитеты подтверждают нам, что мы все делаем правильно, что мы можем продолжать, когда мы делаем свои первые шаги. В профессиональной жизни, в самом начале этого пути, нам очень важно найти свое место в среде профессионалов, получить подтверждение того, что мы приняты в некоторое сообщество. Часто это подтверждение не буквально, мы получаем его, когда на нас начинают рассчитывать, доверять все более сложные задачи на работе. Видимо, отвержение начальника так болезненно зафиксировалось, потому что вы не успели присвоить себе уверенность в своих силах, и , в том числе, и право на какие-то ошибки и несовершенства.
Получилось так, что вы отождествили локальное отношение к вам отдельного человека с отношением к вам всего мира. Конечно, жить с ощущением, что тебя отвергает и критикует весь мир, очень сложно.
У вас есть друзья, это следует из вашего письма. Очень важно не замкнуться в своих переживаниях, а разделить их с возможно большим числом понимающих и принимающих вас людей. Вам важно было бы сейчас убедиться, что вас по-прежнему все любят и принимают.
Можно также начать заниматься какими-нибудь телесными практиками: йогой, танцами, чем-то, что дает лучшее понимание своего тела. «Йога — это не соревнование», например, могут говорить учителя на занятиях; это важный опыт, когда на групповых занятиях, окруженный людьми, ты ,тем не менее, совсем не соревнуешься с ними. Это помогло многим людям осознать, что не только в спортзале, на коврике, мы можем выбросить из головы саму идею вечной гонки, сравнения себя с другими и уйти из вечных рейтингов и оценок.
Если у вас есть возможность, поработайте с психологом.
Итак, можно делать что-то совсем самостоятельно, какие-то практики, которые подойдут именно вам; можно вновь «открыть» для себя своих друзей; можно обратиться к психологу. Постепенно у вас появятся силы на открытие новых возможностей. Пока же важно почувствовать уверенность в тех ситуациях, которые никогда прежде не были трудными для вас.