Сыну 4 года и 4 месяца провляет агрессию,которая заканчивается истерикой, почему и что делать?
Мой старший сын Егор (младшему 9 мес.) стал проявлять агрессию. Если я пытаюсь с ним договориться, а он не хочет этого делать, то в ответ слышу плохие слова, огрызается. Н-р, пойдем кушать или давай ложиться спать, он смотрит мультик или играет, то в ответ я услышу "Я убью няню, закрою дверь, сменю дверь на замок, посажу в тюрьму..." Или он огрызается в ответ, когда мы пытаемся объяснить, что он нагрубил. Сейчас даже не помогает мотивация - если ты будешь хорошо вести себя, то получишь подарок, или Дед Мороз тебе подарит... Он стал говорить, что подарков не хочет, что деда Мороза убьет, посадит в тюрьму... Раньше такого не было. мы всегда мирно с ним заключали сделку и это работало, а сейчас он реагирует на все со словами "убью...", "закрою дверь, не пущу..." вчера был сильный конфликт между сыном и мужем, мужу надоело, что он не слушался и огрызался постоянно, что он решил показать ему, кто сильнее, он не бил, а просто сильно его зажал. Но это привело только к еще большей агрессии, к тому, что он убегал от мужа, хотел закрыться один в комнате. Я смогла успокоить его, помирить с мужем. но меня это волнует, так как я понимаю, что ему что-то не хватает, что он этим что-то хочет сказать. Что? Я также понимаю, что мне и мужу его нужно измениться в общении с ним. А как? Он не ходит в садик, по отношению к младшему сыну, либо гладит, обнимает сам, либо пока никто не видит может пнуть, ударить (все это не сильно), обычно это тогда, когда заняты младшим, а не с ним. Мы постоянно стараемся проводить время со старшим, понимая, что ему не хватает внимания, что он может ревновать. Что нам изменить, как переломить его от "убью..."? Почему появилась агрессия? Как помочь Егору?

Ответ эксперта
Виктория, вы спрашиваете, почему появилась агрессия у Егора. Сложно ответить на этот вопрос, не видя мальчика. С чем именно связано описанное вами поведение старшего сына – с возрастными особенностями или изменившейся из-за рождения второго ребенка семейной ситуацией – трудно судить заочно. Скорее всего, оба эти фактора имеют место быть. Возможно, ваш сын переживает момент взросления, переход к независимости. И тогда упрямство, негативизм, строптивость – способы преодоления препятствий на пути взросления, проверка своих сил и возможностей в отношениях с вами.
Обращает на себя внимание следующее. Раньше, как вы пишете, когда вы заключали сделку с мальчиком, это работало. Теперь вы бессильны в попытках заставить мальчика выполнять правила распорядка. И вам приходится прибегать к силовым воздействиям. Складывается впечатление, что ваши отношения с сыном строятся по принципу «кто кого перехитрит, пересилит». И, судя по всему, победу пока одерживает Егор, а ваши методы установления дисциплины не срабатывают. Попытки разрешить конфликтные ситуации с позиции силы вряд ли научат ребенка вежливости. Скорее, они заставят мальчика придумывать все более изощренные способы «одолеть» вас. Потому установите правила поведения в семье, касающиеся всех сфер жизни и обязательные для всех («в нашей семье нельзя драться», «мы моем руки перед едой» и т.п.). За несоблюдение правил – наказание, о котором надо предупредить малыша (например, лишение просмотра мультфильма на один вечер, посидеть одному 5 мин и т.п.). Важно, чтобы наказание было без излишних чувств, как можно спокойней. По истечении наказания продолжаем общаться с ребенком с теплотой и нежностью. Так ваше спокойствие, уверенность и твердость в сочетании с теплотой и отсутствием криков помогут успокоиться Егору и принять установленные правила поведения в семье.
Что касается грубостей, которые говорит Егор. Дети, воспроизведя где-то услышанную фразу и получив бурную эмоциональную реакцию родителей, часто повторяют ее вновь и вновь, чтобы убедиться в силе своего влияния на взрослых. Потому старайтесь не пугаться, не злиться, не угрожать мальчику. Такими неприятными для вас словами Егор пытается донести до вашего сознания свои чувства, которые пока еще по-другому он выразить не может. Этому надо его учить. Например, в ситуации, когда вы прерываете его игру требованием идти спать, малыш чувствует раздражение, обиду от того, что ему не дают доиграть. Это вполне естественно, потому что ребенок – не робот и сразу переключиться с одного дела на другое не может. Если вы включитесь в игру мальчика, поиграете несколько минут, а потом объявите, что его игрушки устали и пойдут спать, Егору будет проще принять ваше требование. Объясняйте малышу, что слова «убью» и т.п. у вас дома не используют, подскажите, какие слова надо говорить в каждом конкретном случае.
Что касается взаимоотношений с младшим сыном. Детям, порой, требуется больше времени на привыкание к новой семейной ситуации, чем взрослым. Судя по тому, что в ваше отсутствие Егор пытается обидеть малыша, он так и не примирился с его появлением. Ваша задача помочь Егору усвоить его новую роль в семье – роль старшего сына, помощника родителей. Привлекайте его к заботам о младшем брате, говорите, как для вас важна его помощь, хвалите за дело, больше разговаривайте и т.п. Уделяйте своему старшему сыну столько внимания, чтобы он не чувствовал себя обделенным и заброшенным. Возможно, эти шаги окажут положительный эффект на его поведение. А если сложности во взаимоотношениях будут продолжаться, обратитесь за очной консультацией к психологу.