Как заставить себя простить свою мать? (в рамках конференции "Я и моя мама")
Добрый день! Мне 26, третий и, по всей видимости, не самый желанный ребенок в семье алкоголика-дебошира и женщины, вечно "страдающей" от неудачно сложившейся личной жизни, "плохих" детей и т.д. Всю свою сознательную жизнь живу с ощущением собственной неполноценности, потому что обстановка в семье уверенности в себе и так не придавала, еще и мама "старалась" вбить мне это в голову. В школе она называла меня "тупицей" (училась я всегда на отлично), в университете говорила что "ничего из меня не получится"... Рассказывала, что плакала, когда узнала, что мною беременна. А в очередном запале как-то небрежно бросила: "Лучше бы вместо тебя послед вышел!" Живу с этим уже много лет, но никак не могу справиться с обидой и болью. Пыталась не раз с ней поговорить, делает вид, что не понимает, говорит что "у других и не такое бывает"... Куча комплексов, страхов, агрессия, недоверие к миру... Понимаю, что родная мама меня никогда собственно не любила. Сейчас я уже замужем и сама мама маленького ребенка. Живем в другом городе. Уходила из родительской семьи тяжело. Долго переживала, после рождения сына просто переключилась на него. Избегаю общения с мамой, не могу ее слышать. Она звонит, считает, что я, конечно, не права, что так "нельзя". А я не хочу и не могу, потому что после очередного разговора со мной случается истерика! Как мне быть, подскажите, пожалуйста? Тяжело с этим жить...

Ответ эксперта
Нежеланный ребенок, отец-алкоголик, мать, вымещающая свои обиды на детях… Не просто было маленькой девочке в такой семье. Она не могла не доверять своей маме, говорящей обидные и болезненные слова. Она верила каждому ее слову. Своим старанием, прилежанием, успехами в учебе она пыталась доказать, что достойна любви и признания. Но при всей своей успешности эта выросшая уже девочка по-прежнему чувствует себя неполноценной, неуверенной в себе. Но разве есть ее вина в этом? Разве она могла выбирать – родиться ей или не родиться? Разве девочка тогда могла противостоять своей матери?
Конечно, воспитание в семье оказывает влияние на человека. Но самостоятельная жизнь начинается тогда, когда человек занимает осознанную позицию по отношению к тому, как его воспитывали, как прошло его детство и т.п. Именно через осознанность можно искренне от души простить своих родителей, остановить этот порочный круг обид на себе, подарив своему ребенку любовь и ласку вместо «правильного» воспитания и кучи комплексов. Какая б она ни была, это ваша жизнь. Это ваш опыт. Это ваша мудрость.
Родителей не выбирают. Но теперь вы вправе строить свою жизнь по своему желанию, по своим представлениям, в согласии со своим мироощущением.
Трудно простить маму, причинившую столько боли. Но мама поступала так не со зла. Говоря ужасные слова, мама всего лишь сообщала о своем дискомфорте, о своих личных проблемах. Понимание этого – первый шаг к прощению. Ваша жизнь изменилась, а, значит, и вы вместе с ней. Вы уже не та беспомощная девочка. Вы вполне можете и пожалеть себя, и защитить, если это понадобится.