Мой сын не может за себя постоять
Сыну 11 лет. Он открытый, веселый мальчик, но реагирует
на любой конфликт паникой и бегством, скрываясь даже от тех, кто слабее и младше!»

Ответ эксперта
Похоже, вы убеждены в том, что ребенок должен быть дома послушен и управляем, а на улице не бояться вступать в конфликты и, если что, уметь двинуть в челюсть обидчику. Вы приводите пример «паники и бегства» вашего сына: пристававшие к нему обидчики были слабее и младше. Получается, что не поражения он боится, а самого конфликта, конфронтации. Подумайте: где и как он мог научиться постоять за себя и как у него вообще обстоит дело с проявлением собственной агрессии? Случалось ли ему, к примеру, скандалить по поводу ваших запретов, сказал ли он хоть раз твердое «нет», когда не хотел надевать «эту дурацкую шапку», или принимать противное
лекарство? Видел ли он за свою недолгую жизнь людей, эффективно отстаивающих свои права, или усвоил, что «смелым» следует быть только на улице, а дома надо демонстрировать удобный характер, – вот в чем вопрос. Вы, судя по
всему, человек властный – и не исключено, что первые попытки вашего мальчика постоять за себя будете наблюдать совсем не на улице,
а гораздо ближе – дома. Через год-
другой он станет «вредным» подростком. И это будет гораздо труднее, чем признать недостаток бойцовских качеств
в его характере,
поверьте.