Моя мама говорит, что её жизнь прожита зря, ей ничего не интересно. Как помочь ей? (в рамках онлайн-конференции "Я и моя мама")
Здравствуйте,
Вопрос, который мучает меня на протяжении долгого времени, можно было бы сформулировать коротко: "Как помочь выбраться из депрессии родному человеку?"
Моя мама (ей 45 лет) окончательно потеряла интерес к жизни. В её жизни много проблем, но я думаю, что дело не во внешних обстоятельствах, а в её восприятии мира. Самой главной проблемой в её жизни является неустроенность судьбы её сына, моего брата Андрея. Андрей - бывший игроман, безработный, ему 25 лет. Два раза он находился в психиатрической больнице с диагнозом депрессия. Он замкнут в себе, ничем не интересуется, целый день сидит в интернете. Он безработный, потому что, как он объясняет, ему психологически тяжело общаться с людьми, особенно с чужими. У него есть жена, и скоро у них родится ребёнок, но Андрей не в состоянии обеспечивать семью - сам он питается за счёт родителей. Он живёт между двумя домами - нашим с родителями и его жены (днём у нас, вечером - у жены). У него нет планов на жизнь, принципов, с мамой он не общается - а только ругается. Мама винит в такой бесхарактерности сына себя - "это я его так воспитала" и принимает его как свой жизненный крест. Она недовольна отношениями с мужем, которые постоянно разрывают конфликты на бытовой почве. Единственные хорошие отношения у неё со мной - и то, идеальными их не назовёшь: она признаётся мне, что допускала ошибки и в моём воспитании, постоянно указывает на мои минусы и довольно пессимистично смотрит на мою дальнейшую судьбу. В то же время она ко мне очень сильно привязана, впрочем, как и я к ней - мы созваниваемся с ней по три раза в день, очень тоскуем, когда находимся далеко друг от друга (в будни я уезжаю учиться в другой город). Каждый день она приходит с работы, смотрит телевизор, ложится спать. Телевизор становится единственным интересом, мир вокруг не имеет значения. Ей не хочется хорошо выглядеть, она говорит, что боится не дожить до пенсии, говорит, что её жизнь прожита зря и ничего хорошего и достойного в ней не было. Когда я начинаю ей говорить о том, что это нужно менять не ситуацию, а своё отношение к ней, она не хочет меня слушать, и говорит, что всё потеряно - это конец. Она ругается, переходит на плач во время таких разговоров - я её просто не узнаю! Меня она прогоняет, не хочет видеть, говорит такое, чего раньше бы никогда не сказала в мой адрес. Я боюсь её в такие моменты - у неё истерика, и страшнейшая ненависть ко всему живому. Это состояние развивается у неё уже давно, оно проявляется периодически в ярко выраженной форме - плаче, ругани, разрыве отношений со всей семьёй. Лет пять назад она была совсем другой - жизнерадостной и готовой бороться с проблемами, хотя она всегда воспринимала их близко к сердцу и очень переживала. Я должна сказать, что по натуре моя мама - очень мягкий человек, очень тревожный и внимательный по отношению к другим. Она бесхитростная, простая. У неё нет высшего образования, к карьерному росту она никогда не стремилась. Подруг мало, и редко с ними общается, но всё же есть. Я в полной растерянности - как мне вести себя с ней? как реагировать на подобные выплески эмоций? как вернуть ей радость жизни? Ведь я-то знаю, что не всё так плохо, и она ещё молода!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Полина.
Конечно, больно видеть, как страдает близкий вам человек. Если действительно речь идет о депрессии или ином болезненном состоянии, то, к сожалению, убеждениями ситуацию не изменишь. И самое большое, что вы можете сделать для своей мамы – это убедить ее обратиться за помощью к врачу. Начните разговор с того, что вас беспокоит, опишите изменения в поведении, которые вы наблюдаете. Не исключено, что такой разговор вам придется повторить несколько раз. Предложите свою помощь в поиске врача. Предложите вместе сходить на прием. Такое отношение подтвердит маме вашу обеспокоенность. Конечно, не исключено, что мама может не послушаться ваших советов, тогда имеет смысл привлечь кого-то еще из родственников. Если диагноз будет установлен, приободрите маму. Говорите ей, что лечение обязательно поможет, но для этого потребуется время.
Полина, жить с человеком, находящимся в депрессии, - не простое дело. Человек, находящийся в депрессии, может говорить обидные вещи, требовать невыполнимого. Конечно, и у вас самой может быть и раздражение, и злость на маму. Позаботьтесь о своем самочувствии, не пренебрегайте делами, приносящими вам удовольствие.