Отношения с приемной матерью (в рамках онлайн-конференции "Я и моя мама")
С раннего детства отношения были мягко говоря, "не очень". Я не знала тогда, что я - приемный ребенок, хотя подобные соообщения от "добрых людей" иногда поступали. Мать - человек авторитарный, частенько меня била, я ее очень боялась, мне даже мысли не приходило в детстве, что я не особо-то и виноватой была...Нежностей она не любила, обнять-поцеловать - это большая редкость была. Физические наказания прекратились, когда я лет в 11-12 сцепила зубы и не плакала, а потом сбежала в ванную, закрылась и только там разревелась. После этого начались долгие длинные нотации обвинительного характера, после которых мать просто молчала и смотрела на меня как на пустое место. С отцом отношения были хорошие, можно сказать, приятельские, с детства он уделял мне гораздо больше внимания, чем мать. После моего замужества (кстати сказать, и раннее, в 18 лет, замужество отчасти было бегством от матери) она часто была недовольна - моим мужем, его и моим отношением к ней - "я - все для вас, а вы....!" Обиды и долгое молчание продолжаются и по сей день, хотя я замужем вот уже 16 лет и сама мама троих детей. А я мучаюсь от чувства вины, хотя понимаю, что моей вины тут нет. Живем в одном подъезде, но можем не видеться месяцами - я не могу переступить через себя и пойти к ней, смотреть на это недовольное лицо, выслушивать обвинения и плакать от бессилия...у меня просто исчезают все слова и доводы, я не могу ничего ей ответить и просто молчу, потому что, как та девочка-подросток, снова чувствую себя виноватой. Как выйти из этой ситуации?

Ответ эксперта
Olga, в вашей картине детства нет маминого понимания вас: жесткая, авторитарная, неласковая, суровая, обидчивая, обвиняющая, недовольная…Вам было нелегко. Но поставьте себя и на место своей мамы. Наверно, тяжело жить женщине с таким набором качеств в характере, ведь что сеешь в окружающих, то и жнешь в ответ. Замкнутый круг какой-то, и взаимные обиды (а может взаимное чувство вины, порождающее эти обиды) не дают его разомкнуть. Ссорящимся детям часто говорят – «кто умнее, тот первый и перестанет». Может быть, женщина, которая стала вам матерью, оказалась и не самой лучшей мамой на свете, но разве было бы вам лучше в детдоме? Возможно, вы ожидали получить больше поддержки и сочувствия, но сейчас изменение ситуации, действительно, в ваших руках. Маленькая беззащитная девочка давно выросла, она сама теперь мама и понимает, что ее отношения с матерью неотъемлемо связаны с ее будущими отношениями со своими взрослыми детьми.