Почему меня не покидает чувство вины за смерть мамы? (в рамках онлайн-конференции "Я и моя мама")
Здравствуйте. 4 месяца назад у меня умерла мама. Ей было 54 года. У неё была поражена центральная нервная система, а потому она плохо двигала руками, не могла самостоятельно ходить и держать спину. Врачи говорили, что это редкое заболевание и по-разному протекает: молодой организм может выздороветь в течение полугода, пожилой может остаться обездвиженным на всю жизнь или вовсе умереть. Я училась в другом городе и решила взять академический отпуск, чтобы ухаживать за мамой. Папа работал, и маме тяжело было одной находиться дома. Я прекрасно понимала, что заболевание тяжёлое, хоть врачи и убеждали нас в непременном выздоровлении. Я старалась всегда поддерживать маму как физически, так и морально. Но не зависимо от моих стараний помочь ей поверить в свои силы и бороться с болезнью, она категорически отказывалась двигаться сама и сетовала лишь на горы таблеток. Мы очень часто ругались на почве её нежелания противостоять болезни, верить в себя. Зачастую эмоции переполняли меня, я срывалась и говорила ей ужасные вещи, думала, может мой гнев заставит её хоть что-то делать-упражняться, двигаться, глотать меньше таблеток. Но все попытки оказывались тщетны и оставляли после себя чувство беспомощности и вины за своё поведение. За месяц до маминой смерти я перестала верить в выздоровление, видя лишь ухудшения. Само собой я не подавала вида, но внутри всё переворачивалось – хотелось, чтобы мама просто перестала мучиться, даже если конец мучениям принесёт смерть. Эти безумные мысли посещали меня всё чаще, до тех пор пока мама не умерла. Не сказать, чтобы я безумно страдала из-за того что она умерла, скорее я была рада, что она больше не мучается. Сейчас меня не покидает дикое чувство вины, оно просто выворачивает меня изнутри. Кажется, я могла бы сделать намного больше и возможно мама не умерла бы. Возможно, я не прикладывала достаточно усилий, чтобы поддерживать её, вела себя как эгоистка. Возможно, если бы я не предала свою веру в мамино выздоровление, это подпитывало бы её силы бороться. Мне кажется, что это я сдалась, и это я пододвинула её смерть своими ссорами, ведь это заболевание нервной системы, да и мама была очень чувствительной ко всему. И умерла она из-за меня.
Наверное вы скажете, что это чувство вины возникло от того, что мне не хочется верить в неизбежность этой смерти. Мне хочется верить в то, что жизнь нам подвластна и мы способны предотвратить смерть. Прошу прощения, если это прозвучит невежливо, но вы наверное будете меня убеждать, что в смерти мамы нет моей вины, так как человек беспомощен перед природой. НО меня не успокаивает мысль, о том, что все мои угрызения совести надуманы мной самой и это лишь попытка укрыться от неизбежности конца. Очень надеюсь на то, что я не права и Вы поможете мне избавится от этого чувства вины.

Ответ эксперта
Потеря самого дорого человека – тяжелое испытание. Больно, горько, несправедливо…В памяти один за другим всплывают эпизоды : не то сказал, не так поступил, не дослушал…
Мария, каждый человек имеет право чувствовать то, что он чувствует. Мы
можем контролировать наше поведение, но контроль над нашими чувствами нам не подвластен. Если вас сейчас мучает чувство вины, позвольте ему быть.
Вы пишете, что, возможно, не прикладывали достаточно усилий для маминого выздоровления. Но вы оставили институт, чтобы ухаживать за мамой, старались поддерживать маму физически и морально. Могли ли вы предложить что-то большее в тот момент? Вы пишете, что срывались, говорили ужасные вещи, чтобы заставить маму бороться с болезнью. Видимо, на тот момент это был для вас единственный способ «достучаться» до нее. Боль и отчаяние заставляли вас так поступать. Несмотря на все ваши усилия, мама все равно отказывалась бороться с болезнью. Нравится вам это или не нравится – это было ее решение, в любом случае достойное уважения.
Мария, все, что с вами сейчас происходит – закономерный этап процесса горевания. Эмоциональное восстановление, примирение с большой утратой идет постепенно. И вам еще предстоит пройти этот путь до конца. Один из способов справиться с утратой - это многократно о ней рассказывать. Хорошо, если рядом с вами будут люди, способные вас выслушивать. Пройдет еще время прежде, чем вы примите произошедшее. Но, преодолевая тоску по умершему близкому человеку, мы становимся сильнее и более стойкими.