Как наладить общение? (в рамках онлайн-конференции "Я и моя мама")
Здравствуйте. Меня зовут Евгения, мне 33 года. У меня есть старшая сестра Ирина, ей 47 лет и нашей маме 71 год. Мама творческий человек - журналист, писатель. Соответственно пишет статьи, рассказы, очерки. Стиль общения и отношение к моей сестре нас очень расстраивает. Во -первых: мама всегда контролирует передвижение моей сестры. Из дома на работу, с работы домой и очень пристально по выходным. Если моя сестра не отвечает на телефон, у мамы начинается паника, она начинает обзванивать всех кого можно, потом когда все-таки дозванивается, начинает сестру отчитывать, что она где-то ходит, и не понятно чем занимается. Напомню, что сестре 47 лет, живет отдельно. Во- вторых: всегда жалуется, что мы ей ничего не дарим, а если дарим, то не то, что надо. Например, вместо бирюзового - голубое, а это не ее цвет. Хотя во время дарения очень радуется и говорит, что очень ей нравится. И так всю жизнь. В третьих: всегда спрашивает мою сестру по поводу ее молодого человека "он тебя еще не бросил?" или "он в тебе еще не разочаровался?" Вообще, при общении один негатив. Я живу в Москве, мои родители во Владивостоке. Когда я предложила маме продать квартиру и переехать ко мне, она тут же позвонила сестре и сообщила, что я хочу лишить их квартиры, и все в том же духе. Если подытожить: мама постоянно всех оскорбляет (не критикует, так как это уже за рамками критики), перевирает все наши слова и забывает, что говорит сама. Общение с ней не доставляет никакого удовольствия, а только расстройство. Как нам до нее достучаться? И как себя вести??

Ответ эксперта
Евгения, ваша мама находится в пожилом возрасте, что не может не сказаться на ее характерологических особенностях (центрация на себе, снижение эмоциональной чуткости, утрата гибкости в общении с окружающими, ранимость, и т.п.). Не исключено также, что она очень боится почувствовать свою ненужность, потому и пребывает в настроении раздраженного недовольства всеми и всем, повышенной тревожности за близких ей людей. Уважение и понимание – главные факторы благоприятного протекания этого возрастного периода.
Евгения, вы пишете, что наибольшее беспокойство вызывают у вас отношения мамы с вашей сестрой. Но почему именно вас так волнуют их взаимоотношения? Я не нашла ответа на этот вопрос в вашем письме. А Вы?