Психология.
Я работаю с психологом, который меня не устраивает. Она унижает меня, показывает, какая я неуспешная, говорит, что со мной скучно. Я сама все это знаю, моя самооценка и так занижена, я знаю, что много ошибалась. Что не повзрослела до конца. Что тработвалеьна и критична к другим. Что часто жалуюсь и по-детски плачу. Но как мне выйти з этого состояния?
Да, я мог не показывать этого на людях, делать вид, что все хорошо. Не плакать. Они не буду жалдеть меня. И что тогда все это будет жечь меня внутри?
Я не понимаю методов психологии, когда после сеанса у клиента на целый день подавленное состояние. Нормально ли это или просто ее методы мне не подходят?
Да, она не учительница, а я не ученица, не маленькая девочка. "Ты должна быть активной на сеансе". Но как? У меня до сих пор состояние, что она надо мной как будто издевалась весь прошлый сеанс, унижала, пугала, довела до слез. Нормально ли это? после сеанса мне не легче, атолько в 10 раз хуже. Я начала справляться сама, а вот сеанс отбросил меня назад.
Ведете ли Вы сеаны и можно ли к вам записаться?
Вы ведете сеансы? Как можно попасть к Вам?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наталья!
Иногда человеку требуется несколько сеансов, чтобы он принял решение работать именно с этим психологом. Это нормально, когда люди, начинающие длительную работу, оценивают возможность пробыть вместе многие часы.
Конечно, специалист должен оценить и хорошо знать о своих ограничениях: не все могут работать со всеми; даже для психолога, который сам прошел длительную терапию или анализ, могут оставаться трудные места, темы и тогда это становится ограничением в его работе с каким-то конкретным клиентом.
Например, моя коллега перенаправила мне клиентку, у которой трагически погибла дочь-подросток со словами, что этой работой она сейчас не справится, у нее самой дочь в таком же возрасте, в каком была погибшая девочка, дочь моей клиентки.
Часто так бывает, что внешне психолог напоминает кого-то из травматического прошлого клиента, тогда многие из реакций и поведенческих особенностей психолога будут восприниматься клиентом как травмирующие или, как вы пишете, уничижительные, издевающиеся, унижающие и ранящие. Это может стать непреодолимым препятствием для работы.
Дело в том, что в почти всех видах психотерапии между клиентом и терапевтом возникает то, что называется словом «перенос»; а для некоторых видов терапии, психоаналитически ориентированных, это просто необходимый этап работы. Это выглядит примерно так, как вы описываете ваши отношения с вашим психологом - будто бы она только выполняет кого-то из вашего раннего прошлого.
Конечно, мы стараемся работать в таком темпе, чтобы клиент не «разваливался» от унижения, стыда и боли во время и после сеанса, следуя за ним и не форсируя его переживания, не сталкивая его с тем, к осознанию чего он еще не готов.
Иногда клиент неверно с самого начала истолковывает роль психолога, не знает, чего он ждет от терапии и не имеет представления, как себя вести и что «правильно» во время такой работы. Обычно мы несколько раз уточняем, объясняем, что он должен делать для успешной работы. «Быть активным» — это прежде всего приходить на терапию и брать на себя за нее ответственность. Молчащий, но регулярно приходящий на сеансы клиент тоже активен, своим поведением он показывает, что он признает важность встречи, понимает, что в это время происходит что-то такое, без чего он сегодня не может обойтись, но пока он не может озвучить свои чувства и переживания.
Ну и конечно же нужно признать, что само по себе нахождение в терапии нельзя назвать таким уж полностью приятным делом, особенно на первых этапах, да часто и на продвинутых, когда человек соприкасается с теми чувствами, которые были ранее им не осознаны или недоступны.
Думаю, вам нужно поделиться со своим психологом всеми теми чувствами,которые вы описываете с письме. Не бойтесь по пунктам рассказать ей обо всех этих переживаниях, если вы этого еще не делали. Иногда психологи забывают сказать своим клиентам в самом начале терапии, что они будут только рады, если клиент будет приносить все чувства, касающиеся их работы, в пространство терапии, возвращать их психологу для дальнейшей проработки.
Иногда я так и говорю: «Я буду только рада, если обо всех своих, какими бы они ни были, переживаниях, относящихся ко мне или к процессу нашей работы, вы будете рассказывать мне как можно чаще, не скрывая, не боясь меня «обидеть» и не стесняясь».
Прежде чем закончить с одним психологом, закончите с другим, не бросайте работу, не обсудив ваших чувств с психологом, с которым сейчас работаете! Возможно, именно этот процесс — обсуждение ваших негативных чувств— продвинет вашу работу на новый уровень.