Мама стала пить после развода с отцом
Пожалуйста подскажите, как мне помочь своей маме.После развода с моим отцом она стала пить. Это продолжается уже больше года. Я не знаю почему отец решил уйти от нее к другой женщине, причем ее ровеснице, после 35-ти лет совместной жизни. Ему - 60 лет, маме - 58. Мне он сказал, что у них всегда были проблемы, просто мама умела его удержать, а в этот раз уже не смогла. После этого мне захотелось просто дать ему по морде, но я как-то сдержалась. Еще, его, как он говорит сдерживало то, что дети, в частности я были маленькие. После того как я 2 года назад вышла замуж у них начался уже конкретный разрыв. Сейчас мама живет одна в трехкомнатной квартире, в которой когда-то жили мы все вместе, у меня еще есть брат, ему 35 лет, мне - 25.Квартира записана на отца, и это еще один повод для переживаний, она боится что он может её выселить. Ей очень тяжело. Она каждый день плачет. Сначала она могла напивалась очень редко. А теперь - гораздо чаще. Я ей звоню и слышу, что она - опять пьяная. Она абсолютно зациклилась на этой ситуации с отцом. Она привыкла всегда жить с мужем, у них общие друзья, у нас куча родственников и никто не ожидал, что они разведутся. И потом - эта женщина, с которой теперь мой отец, он женился на ней, повез её в свадебное путешествие в Париж. Все это не может не выводить её из равновесия. У мамы серьезная должность. На работе тоже стали замечать, что она выпивает. Мне звонит ее коллега и говорит, что нужно что-то делать, звонят родственники, просят что-нибудь сделать. Но что? Я разговаривала с ней по-разному, и просила, и требовала, но ничего не помогает. Она обещает, что больше не будет и начинает опять. Мой муж не хочет, чтобы она общалась с внучкой пока она как минимум месяц не перестанет пить, просит меня не звонить ей, утверждая, что будет хуже. Но она же - моя мама. Мне просто немыслимо оставлять её в таком состоянии. Приезжать я к ней я тоже пока не могу. Муж не позволяет. У нас маленький ребенок. Он не хочет везти ребенка в эту квартиру. А к нам её тоже не хочет звать, пока она не прекратит пить. Но я же должна ей как-то помочь? Она никогда такой не была. Она просто тонет в этих переживаниях. Еще один немаловажный аспект - у мамы жил мой дядя, её брат. Он алкоголик. Сейчас он съехал от нее, но район не поменял и может спокойно к ней захаживать. Это меня тоже очень сильно напрягает. Он может не только не препятствовать, но и способствовать ее подпитьям. Пожалуйста помогите разобраться и понять как помочь маме вернуться к нормальной жизни.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Ваша мама оказалась в непростой ситуации, она переживает настоящую утрату: ее старая жизнь кончилась, планы на будущее, картина прошлого, отношения с «общими друзьями» и «кучей родственников» - все изменилось. Внутри тоже многое требует пересмотра: пошатнувшаяся самооценка, представления о собственном достоинстве, ценности себя как женщины, огромное количество новых сильных чувств – обиды, злости, жалости, вины, унижения… Невозможно построить новую жизнь, пока все это не будет «переварено». Работа горя в том и заключается, чтобы все это обдумать, пережить, переплакать, что-то переосмыслить, с чем-то смириться... В этот период горюющий человек, как вы пишете, «зациклен на ситуации» - может говорить только «об этом», снова и снова возвращаясь к болезненным подробностям разрыва или каким-то моментам совместной жизни, как правило, подавлен или раздражен, мало способен к продуктивной деятельности и планированию будущего. Ваша мама, похоже, пытается «обезболить» этот период с помощью алкоголя, и это, конечно же, опасно для ее здоровья, работы, отношений с близкими...
Однако крайне важным мне представляется то, что происходит в настоящий момент с вами. Развод родителей касается ребенка, сколько бы лет ему ни было. Вы почти не пишете о том, что происходит в вашей душе, и я могу только строить предположения. Я могу предположить, что развод родителей разрушил не только мамину жизнь. Ваш прежний мир тоже перестал существовать.
Вы потеряли папу, потому что теперь он другой, и принять его означает принять всю его новую жизнь, новые отношения, интересы, цели, и это так не просто. Ваши прежние отношения с ним невозможны, а какими могут быть новые – пока неизвестно. Я знаю из вашего письма, что вы разозлились на отца, и могу предположить, что эта злость не только «за маму», она и за то, что происходит с вами…
Вы потеряли маму – такую, какой она была прежде. Вы пишете, что «она никогда такой не была». Вы очень хотели бы, чтобы она «вернулась к нормальной жизни». Вы не готовы согласиться, что мама переменилась и теперь не известно, какой она станет, какой будет ее жизнь, какими могут быть ваши отношения. Я думаю о том, как трудно смириться с разрушением старого, пусть неидеального, но такого понятного и привычного мира, сколько боли и гнева это может вызывать…
Вы с мамой делаете одну и ту же работу. Вы обе пытаетесь пережить утрату, каждая свою. Вам обеим так трудно согласиться с тем, что старую жизнь не вернуть. И обеим невозможно согласиться с тем, как выглядит новая.
Елена, то, что вы действительно можете делать в этой ситуации, - это «переваривать» свою утрату. Вы можете встретиться со своими чувствами и начать справляться с ними. Вы можете строить отношения с новой мамой – такой, какой она стала, не отвергая ее. Это может принести ей облегчение, смягчить чувство унижения и вины, это поможет созданию эскиза ее новой жизни, «обживанию» в новой семейной ситуации. Может быть, тогда алкоголь перестанет быть так необходим для нее. Однако может случиться и так, что проблема алкоголя потребует специализированной помощи.
Вы можете строить отношения с новым папой – таким, каким он стал , не отвергая и его. Тем самым вы покажете родителям, что способны пережить случившееся и остаться дочерью каждому из них. Это откроет возможность каждому из вас вернуться к собственной жизни и своим делам.