Почему мы смеёмся над чужими нелепостями?
Однажды я обратил внимание, что банальное, неожиданное падение на льду в большинстве случаев вызывает насмешку. Её нельзя назвать откравенным смехом, но как минимум улыбка появляется у 5 из 7 моих знакомых (включая меня). Интересно мне это стало, потому что я отношусь к числу тех двух, что в первую секунду испытывают страх за беднягу. А затем я подумал: ведь большинство юмористических передач по тв состоят из видео роликов как раз основанных на падениях. Может ли это быть защитой по Фрейду? Прошу вас помочь мне разобраться с этим вопросом. Спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Прохор!
Думаю, первоначальная реакция в виде насмешки над упавшим человеком может быть действительно культурально обусловлена. В самом деле, падения, попадания в нелепые положения многократно обыграны различными продуктами культуры на протяжении многих лет.
Насмешка в такой ситуации почти на инстинктивном уровне словно бы отделяет нас от человека, попавшего в неловкую ситуацию. Я смеюсь, значит, там, растянутый в нелепой позе на льду — не я. Это проявление нашего страха быть негативно оцененным, быть не как все, невыгодно отличаться от других. Думаю, такова природа реактивных насмешек.
Но все же, человеческое сострадание к ближнему, страдающему, испытывающему боль, попавшему в беду — столь же сильный инстинкт, когда -то позволивший людям выжить, вместе защищаясь от неблагоприятных условий окружающей природа, общих врагов. Поэтому это еще более сильная и более глубокая реакция —сочувствовать и сострадать человеку в такой ситуации.