как мне найти свой путь?
вот уже год, как я сижу дома без желания что-либо менять в своей жизни.
мне 21. живу с родителями. работу найти не удалось. даже на то время, как нахожусь в академическом отпуске.
ушла в академ, потому что не смогла сдать сессию в университете на 4 курсе, который я ненавижу всем своим существом.
ненавижу с подготовительных курсов. даже не могу поверить в то, что была так невнимательна к себе и Своим личным желаниям. но, думаю в основном потому, что в 10 классе туманно представляешь себе будущее и свое место в нем.
честно говоря, я и сейчас не знаю, кем хочу стать. не испытываю особых пристрастий к чему-либо, может быть это отговорки, т.к. выйти на улицу уже нелегко для меня.
чем дольше я в своем заточении - тем труднее быть частью мира. быть нужной.
родители глубоко и искренне разочарованы во мне, и даже не пытаются это скрывать.
отец, при любом удобном случае начинает пенять, кричать, оскорблять... удивляется, почему это я такая бесполезная?..
он сам крайне неудачлив в жизни, груб из-за этого и беспомощен.
мне его жаль. но порой, хочется его убить. без него нашей семье было бы лучше.
но это лишь мой взгляд.
мама содержит семью, сколько себя помню.
все на ней.
она тоже далеко не идеал.
ее ожесточенность и холодность в моем детстве я связываю с усталостью, недостатком времени, ей было нелегко пробиваться в карьере, и ошибками воспитания бабушки. жестокость у нас в крови. сибиряки.
сейчас, она испытывает огромную жалость к моему существу, граничащую с непомерной жестокостью иногда. меня эта непоследовательность и резкая смена настроений всегда удивляла и больно ранила.
но я знаю, что они меня любят, своего единственного ребенка, и поэтому возлагали огромные мечты на мой счет.
по большому счету мне все-равно. я не собираюсь жить ради них, делать им приятное и все такое.
с меня хватит.
впрочем, я никогда не была покорным ребенком.
поступление в ненужный и "престижный" университет было ошибкой, один из немногих разов, когда я послушалась старших. моей тети - она безоговорочный деспот в нашей семье. повзрослев, я воспринимаю ее с иронией.
но этот неправильный выбор, который измучил меня до основания, я возлагаю на них.
и сейчас, я, взрослая, ничего не представляющая из себя женщина, которая сидит у измученной матери на шее. просит, требует у нее деньги, не принимает особого участия в быту, полнеет на глазах (что особенно огорчает окружающих, при моей природной красоте), никакого намека на личную жизнь, без каких-либо целей и желаний исправляться.
мои друзья скрывают, но я знаю, что им неприятно со мной стало. я застыла. я - маргинал.
никому не нужна. особенно себе.
мне нужна помощь. я хочу найти себя!

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Судя по всему, вы попали в ситуацию, которую редко кому удается избежать — выбор вашей будущей профессии был отдан в руки старших родственников. И этот выбор оказался неверным.
Сегодня вы осознаете, что вам срочно нужно что-то менять в своей жизни, но, кажется, пассивная сидячая домашняя «забастовка» (несмотря на всю тягостность этого состояния) кажется вам более безопасной, чем выход в мир.
Конечно, чем дольше человек сидит в норке, тем страшнее кажется мир снаружи. Внутри вам тоже не очень уютно: упреки папы, неравномерное отношение мамы, зависимое положение, но все равно, ситуация как-то освоена и даже она кажется менее опасной, чем выход на улицу.
Конечно, вам уже трудно представить, что посторонние люди будут относиться к вам с симпатией и принятием, если внутри своего собственного дома вы чувствуете себя отвергнутой. Однако придется рискнуть - иного пути нет.
Вы пишете, что не смогли найти работу. А что именно этому мешало? Какие ваши качества этому препятствовали? Чего вам недоставало, чтобы быть принятой куда-то? Чему вы можете научиться, чтобы попасть на нужное место?
Чего вам недостает сегодня, чтобы увеличить свое участие в бытовой жизни семьи? Может быть, вы начнете с этого? Вы говорите о себе в несколько отстраненной манере, словно бы та молодая женщина, которая сидит на шее у измученной матери — это не вы. Вы объясняете суровость ваших родственников сибирским происхождением, а чем вы объясняете себе свою собственную суровость по отношению к себе? На кого вы себя оставили? Это ли не сурово: поместить себя в такие условия, где вы каждый день слушаете упреки и оскорбления?
Как вы сами себе отвечаете на вопрос о своей «бесполезности»? Вы отдали когда-то в руки родителей выбор места учебы, будучи не готовой делать этот выбор самостоятельно. В чьи руки вы сегодня отдаете выбор вашей дальнейшей судьбы? Родители уже один раз ошиблись. Сколько времени вы даете себе на то, чтобы перестать быть для них укором и свидетельством этой ошибки?
Вы хотите найти себя, но для этого прямо сегодня вам нужно выйти из дома. Уже очевидно, что ваш путь не пролегает прямо через ваш дом. Его надо искать.
Если вы решили не продолжать ненавистную учебу, идите искать работу, которая будет вам интересна. Когда-то вы довольно много делали для достижения своей цели - доучиться до четвертого курса не шутка. Вам многое удавалось. Сейчас вам нужно вернуть те навыки, которыми вы когда-то ( и не так давно) уже владели.
Вам не нужно сейчас делать приятное родителям или оправдывать их надежды, вам нужно начать делать приятное себе и раскопать свои надежды на саму себя.
Выходите из самодеструктивной позиции, когда человек готов себе навредить, лишь бы не порадовать родителей, потому что не находит никакого иного пути борьбы с ними. Порадуйте себя, вступив во владение своей жизнью.
Однажды я работала с молодым человеком, который занимал ту же парадоксальную позицию по отношению к своим родителям, что и вы. Он говорил примерно следующее: "Я не хочу заканчивать университет, не хочу поступать на работу и быть успешным в этой профессии, потому что таким образом я подтвержу им (родителям), что они правильно меня воспитывали и вообще они молодцы, раз у меня складывается все так гладко".
Вам придется перестать бороться с родителями, а начать бороться с собой: со своим неверием в себя, с чувством своей ненужности и некомпетентности, отвергнутости людьми... Я искренне желаю вам многих побед на этом пути, только они и имеют значение.