Где найти силы, чтобы снова радоваться жизни?
Здравствуйте, я в отчаянии...
Дело в том, я потеряла интерес к жизни, меня ничего не удивляет и не радует... Я себя уже совсем не понимаю, запуталась. Это началось четыре года назад. Мне всегда было трудно общаться с людьми, я очень стеснительная, нерешительная, в школе я была "мальчиком для битья", объектом для издевательств, да и дома проблемы были и есть сейчас, даже друзья смеялись надо мной, но я их прощала всегда и верила. Был период, когда я старалась избегать встреч с молодыми людьми (15-17 лет), проходя по улице краснела... Четыре года назад мы с подругами начали гулять в компании. Подруги общались, веселились, я же чувствовала себя неловко, молчала, стеснялась то ли себя, то ли их. Получилось так, что я из компании ушла, поссорившись с подругами, год не общалась вообще ни с кем, а потом мы снова стали гулять, уже в другой компании. У меня ничего не получилось с учебой, и я искала работу как раз в этот период. У меня появился молодой человек и началась депрессия... С ним мы расстались, я ничего не чувствовала к нему, но потом появился другой, он сделал мне больно, использовал меня, из-за него стало ещё хуже, но я любила его, и кажется до сих пор ещё что-то осталось... Но сейчас я живу с человеком, которому действительно можно верить, мы любим друг друга, но мне кажется, что по моей вине мы можем расстаться, не потому что я изменяю ему, а потому что я не могу разобраться в себе, срываюсь на нем, довожу его, я не умею выражать свои чувства, из-за проблем, которые я никак не могу решить... У меня есть брат, которому 3,5 года и пьющая мать, которая всех винит в том, что её жизнь не сложилась... У меня нет работы, здоровье оставляет желать лучшего... И помощи ждать не от кого... Я просто не знаю, что мне делать, как выйти из этого состояния, как вернуть силы, ведь они мне очень нужны.Помогите.Пожалуйста...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Настя.
У вас есть молодой человек, на которого, судя по вашему письму, вы можете положиться и которому можете доверять. Когда вы описываете свою «часть» поведения в отношениях с ним, это выглядит так, словно вы пишете о ком-то, с кем вы мало знакомы. Некоторая ваша часть, обиженная и недоверчивая, имеющая опыт негативных отношений, словно бы тестирует не самым лучшим образом любовь вашего друга на устойчивость и стабильность. Вы словно бы мстите ему за те обиды, которые причинил вам совсем другой человек или другие люди. Но измены, непостоянство — это ваш сегодняшний выбор. Выбирая «доводить» вашего друга, срываться на нем, вы как-будто бы отыгрываете жизненную программу, в которой действительно нет места хорошим отношениям, доверию и свободному выражения чувств. Но в ваших силах выбрать совсем другую жизненную программу. Объявите сами для себя пространство ваших отношений с молодым человеком зоной, свободной от неправды, обвинений и необоснованных претензий. Когда-то вы пострадали в отношениях с мамой, возможно, вы были оставлены папой (вы не упоминаете отца), у вас был трудный для ребенка опыт «мальчика для битья» в школе, вас предал, оставив чувство использованности, молодой человек — у вас большой опыт пребывания на стороне страдания. Похоже, в вашем представлении, в отношениях всегда должна быть сторона страдающая и сторона, причиняющая боль. Это совсем не обязательно так. Сегодня, в отношениях с человеком, который, видимо, совсем не склонен причинять вам боль, вы начинаете играть роль обидчика и преследователя, просто отыгрывая привычный сценарий.
Настя, старайтесь выражать свои чувства. Говорите, говорите, рассказывайте о себе своему молодому человеку, делитесь с ним хорошим в себе.
Конечно, детские сценарии держат нас крепко, но возможности выбирать свою жизнь у взрослого человека совсем иные, чем у ребенка.
У вас есть понимание возможных проблемных «мест» в вашей детской и подростковой истории, возможно, когда-то вы сможете проработать их с психологом. Но прямо сегодня у вас есть вы, ваша взрослая воля и возможность выбирать. Вы уже не зависите от пьющей мамы, вы можете найти работу и быть совершенно независимой от ее состояний. Наверное, когда-то было иначе.
Начните с поиска работы, найдите что-то, что вам будет нравиться, место, где вы сами себе будете нравиться. Вам поможет вернуть силы постепенное освоение своей компетентности, раскрытие своих сильных сторон, опора на ваши таланты.