Как познакомить дочь и отца спустя 6 лет?
Добрый день, я - мать-одиночка. Дочери Жени 6 лет. Она спрашивает про отца и хочет его увидеть. Он все эти годы был на меня обижен и с нами не встречался. Я уже его не люблю. У дочери ответственный период - 1 класс. Когда лучше их представить друг другу и надо ли, опасаясь негативных последствий и стресса для ребенка? Заранее благодарна за ваше мнение! С уважением, Илона.

Ответ эксперта
Илона, как я поняла, вашу дочь зовут Женя. Конечно, если у Жени есть желание познакомиться с отцом, надо постараться организовать ей эту встречу. Будет вполне естественным, если у вашей дочери сложатся свои отношения с отцом, отдельные от ваших с ним отношений.
Илона, вы опасаетесь негативных последствий от такой встречи и стресса для ребенка. Но вы не написали, что при этом вы имеете в виду, чего конкретно опасаетесь. Разве отсутствие общения Жени с отцом, отсутствие информации о нем может быть благоприятным фактором психологического комфорта девочки? Вы пишете: «Он все эти годы был обижен на меня и с нами не встречался». Почему вы решили, что обида на вас была для отца Жени препятствием с ней встречаться? Опять же, вполне возможно, что отец Жени не хотел проводить время с дочерью в вашем присутствии. А, может быть, ваши чувства и отношение к отцу Жени тоже могли быть помехой для его встреч с дочерью? Подумайте над этими вопросами.
Ребенок отождествляет себя с обоими родителями, независимо от того, живут они вместе или нет. Ребенку очень важно знать, что родился он по любви двух людей (его мамы и папы) и что он для них был желанным. Поэтому, Илона, какие бы вы чувства ни испытывали сейчас к отцу Жени, постарайтесь найти про него для своей дочери добрые слова. Ведь когда-то вы любили этого человека и родили от него дочь.
Когда дочка подрастет, вы сможете объяснить ей, что чувства людей могут меняться, и тогда честнее расстаться, чем жить во лжи. Будучи взрослой, Женя сама составит мнение о том, почему вы расстались. Но у нее всегда будет уважение к вам за то, что вы сохранили для нее позитивный образ отца. Никто не знает, как сложится жизнь самой девочки, но ваш пример достойного поведения обязательно скажется на ее взаимоотношениях с близкими людьми.