ненависть к матери
Здравствуйте! Я знаю, что пишу ужасную вещь - я ненавижу свою маму. Мне очень плохо от этого. Ведь как можно ненавидеть человека, который дал тебе жизнь, тратил на тебя последние деньги, любил и любит, готов отдать последний кусок?!
когда я была ребёнком, она оставляла нас, детей (нас трое) и уходила к любовнику. она постоянно была недовольная чем-то, постоянно срывалась на нас, как будто мы были виноваты в её проблемах. она не хвалила меня и в итоге у меня сейчас некоторые проблемы с самооценкой и пр.
сейчас она живёт в своём собственном мире., не интересуясь ничем - она полностью погружена в свои болячки, постоянно чего-то от кого-то ждёт (например, что родственники должны звонить и справляться о её самочувствии или денег от кого-то - она не работает, ссылаясь на болезни).
мне даже порой смотреть на неё не приятно (объективно, для этого нет никаких причин!) - на её фигуру, на то, как она ест, пьёт. мне в ней ВСЁ раздражает!!! и это же чувство съедает МЕНЯ! Я виню себя за то, что оно есть.
я не знаю, что мне делать. я чувствую какой-то подавляемый гнев внутри себя.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Прежде всего, я хотела бы успокоить вас - вы далеко не единственной в мире человек, который испытывает подобные чувства по отношению к матери. Ничего не поделаешь - родители получают весь спектр негативного отношения к себе в то время, когда дети вырастают и позволяют себе чувствовать то, чего не разрешали себе в детстве. У вас есть вполне сформированный комплекс претензий в отношении мамы, вы помните свои детские обиды. В то время, когда вы были малы, вы просто не могли себе позволить никаких негативных чувств по отношению к ней, потому что от нее зависело ваше выживание, и эмоциональное не в последнюю очередь. Мама, даже с ее неустойчивыми настроениями, придирками и критикой, была, тем не менее, той опорой в мире, без которой вы в то время не могли обойтись.
Однако сейчас все не так. Невыраженные эмоции требуют признания. Вы уже не зависите от мамы, можете позволить себе оторваться от нее и жить своей жизнью. Но вдруг оказывается, что вы многое ей должны, она требует вашего внимания и участия. И вновь, как в детстве, вы чувствуете себя привязанной и связанной, не находя при этом в своей душе "нужных" ответных чувств. Прошло слишком мало времени, вы еще хорошо помните свою детскую беспомощность перед некоторыми аспектами поведения мамы, несправедливость и болезненность ее претензий к вам. И в этой ситуации очень трудно и вряд ли возможно найти в себе полноценный отклик на ее нужды, радостно вовлечься в «отдавание долгов».
Ничего не поделаешь, родителям приходится сталкиваться с последствиями своих прошлых ошибок в отношении детей.
Думаю, можно в какой-то момент попробовать поговорить с мамой о том, что вам пришлось пережить. Постарайтесь - не обвиняя - рассказать ей, что вы чувствовали в тех или иных ситуациях. Объясните, что эти переживания пока не позволяют вам откликаться на все ее потребности сегодня. Что вы надеетесь, ваша боль пройдет, успокоится и когда-то вы опять сможете быть близки, ваши обиды перестанут стоять между вами. Пока же это не так. Ваши обиды требуют признания. Возможно, ваша мама найдет в себе силы извиниться перед вами, признает болезненность ваших детских переживаний.
Возможно, однако, что вы еще с мамой не в тех отношениях, чтобы начать подобных разговор. Возможно, ваша мама еще не готова говорить с вами так откровенно и не бояться боли. Тогда просто дайте себе время - столько, сколько потребуется, чтобы переварить ваши детские обиды. Не насилуйте себя эмоционально, вам хватило этого в детстве. Не делайте ничего для своей мамы, чего вам не хочется делать. Вы чувствуете себя обязанной ей что-то вернуть, отплатить свой дочерний долг — ограничьтесь материальной стороной дела. Если можете — помогайте, если нет — ничего не поделаешь. Маме, возможно, придется найти ту работу, которая ей по силам.
Раздражение, подавляемый гнев — не самые лучшие спутники жизни. Но сейчас они совершенно справедливы. Мама недостаточно позаботилась о том, чтобы пополнять ваши эмоциональные ресурсы в детстве, сегодня
она вряд ли может претендовать на то, чтобы черпать из этого источника. Родительские эмоциональные права на своих детей не бесконечны ( иногда хочется сказать, что к счастью).
Дайте себе время.