Как справиться с соперничеством между детьми?
Добрый день.
У нас 2 детей, оба мальчика 7 и 5 лет, ходят в школу и садик. Как быть в нашей ситуации: из за маленькой разницы в возрасте, постоянно дерутся и не уступают друг другу, если новая вещь или игрушка появилась у одного, то и другому нужно, хоть расшибись. При этом водим в частный сад и школу, развлекаем и покупаем по мере возможности, стараемся, а такое ощущение что мало. Как быть? Спасибо заранее

Ответ эксперта
Гуля, вы верно заметили, что количество купленных игрушек не влияет на взаимоотношения между детьми. И происходит это потому, что дети делят, по сути, не игрушки, а родительскую любовь. Итак, причина соперничества между братьями – это ревность детей к родителям. И чем меньше разница между детьми в возрасте, тем соперничество сильнее.
Для достижения «мирного» сосуществования необходимо придерживаться следующих правил. Во-первых, следует признавать уникальность каждого ребенка. Это, в том числе, означает право каждого ребенка на личное «пространство» (свое детское место и место за столом, своя кровать, свои вещи и предметы личной гигиены, своя коробка для игрушек и т.д.). Ведь для ребенка его личная вещь составляет как бы часть его индивидуальности. Поэтому важно приучить детей не брать без разрешения игрушки друг у друга, не занимать самовольно место своего брата и т.п.
Не следует говорить детям, что вы любите их одинаково, поскольку все-таки ваши дети – разные люди, и, следовательно, вызывают разные чувства. Можно, например, говорить о любви к старшему сыну и о любви к младшему сыну.
Справедливое отношение к сыновьям означает учет личных потребностей каждого ребенка, но не одинаковость. Поощряйте увлечения и интересы, свойственные каждому ребенку. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей между собой, потому что сравнение дает мощный толчок к конкуренции.
Обязательно находите время для индивидуального общения с каждым сыном. Ребенок должен знать, что, если у него появится потребность побыть с кем-то из родителей наедине, он непременно такую возможность получит.
Гуля, вы написали, что если вещь появилась у одного сына, то и другому она тоже нужна. В таких случаях необходимо определиться, действительно ли такая же вещь или игрушка нужна другому сыну. То есть при покупке той или иной вещи нельзя руководствоваться принципом, раз есть у одного, то и другому тоже надо купить, чтобы не обидеть. Вещи должны приобретаться для удовлетворения личных потребностей ребенка. Если же вы приобретаете одинаковые вещи для мальчиков, им следует объяснять необходимость такой вещи для каждого из них.
Учите детей напрямую разрешать конфликтные ситуации, договариваться между собой. Не следует играть роль арбитра между ними. Старайтесь как можно меньше принимать участие в ссорах между детьми, если, конечно, ситуация не становится угрожающей. Позволяйте детям испытывать негативные чувства по отношению друг к другу, а вот поступать скверно по отношению друг к другу не допускайте. Можно, например, злиться и сказать об этом, но драться нельзя.
Гуля, ссоры между детьми неизбежны. Более того, благодаря им происходит переход на новый этап взаимоотношений. Задача родителей - научить детей конфликтовать и преодолевать все эти негативные моменты. Показывайте детям преимущества совместного проживания, давайте им совместные задания. Если вам удастся относиться ровно и справедливо к каждому из мальчиков, ваши дети останутся дружны на всю жизнь.