Я или семья? Как сделать выбор?
Здравствуйте. Итак, мне 38. Еще или уже? Не знаю. Что это кризис среднего возраста или ощущение себя полным лузером в жизни. Вы не подумайте, все не так плохо, по-мнению других. Семья есть, ребенок тоже. Только вот уже 11 лет живем на съемных квартирах. Пока были моложе на все проще смотрела, а сейчас все чаще просыпаюсь по ночам и думаю, а что если...и т.д. Да к тому же, два года назад мужу предложили работу в другом городе, и мы уехали из Москвы. Не совсем провинция, но все же, иногда, я чувствую, что задыхаюсь, что мне не хватает воздуха, в этом большом, но спокойном городе. В Москве работала в крупной компании, не последний человек, здесь долго не могла найти работу, которая бы устраивала. В результате, пошла работать к знакомой в небольшую компанию. Работу свою выполняю хорошо, только каждый день, как на каторгу. Все больше и больше хочется вернуться обратно в Москву, но муж не соглашается, да и дочь, начинает плакать, когда я предлагаю ей вернуться в Москву, без папы. Вот и рвется все внутри на части. Либо полноценная семья, но в чужом городе, без любимой, интересной работы. Либо я, одна, в Москве, но с возможностью самореализации. Что делать???

Ответ эксперта
Здравствуйте, Эля!
Жить на каторге можно, не долго. Добровольно выбирать каторгу категорически нельзя. Посмотрите, дело, возможно, не в масштабах компании — компания может быть и небольшой, но работа приятной и развивающей. Люди, работающие в больших компаниях, как раз часто жалуются на недостаток воздуха; люди, живущие в Москве, мечтают уехать от пробок, перенаселенности. Не оставляйте идеи поиска новой, другой работы, важно, чтобы она нравилась. Может быть, для Вас настало время придумать и организовать что-то свое?
Жизнь на съемных квартирах имеет свои прелести, всегда можно решить поменять вид за окном и переехать куда-то в другое место. Люди часто привязываются к своему жилью, потому что недвижимость создает иллюзию вечности, стабильности и неизменности порядка вещей. Попробуйте посмотреть на это с иного ракурса. Но Ваши сомнения могут быть не лишены оснований — сейчас Вы не находитесь полностью с вашей семьей, вы где-то не с ними, вы мыслями часто отсутствуете для своей дочери, готовы покинуть мужа. Возможно, дело не только в работе, а и в отношениях с мужем. Может быть, Вам нужно обратить на них больше внимания? Может быть, чем ходить на каторгу, Вам лучше оставаться дома, заниматься чем-то приятным для Вас и полезным для семьи?
И еще, такие разговоры непереносимы для детей. Нельзя класть на их плечи ответственность за такие решения, как переезд и разделение семьи. Вам нужно решить этот вопрос самим — Вам и мужу. И. если Вы переезжаете, то объявите это решение только один раз, когда оно будет готово и если оно будет готово. И совсем не озвучивайте его, если оно не готово, и если Вы никогда этого не сделаете. Это у Вас взрослая психика, это Вы имеете различные механизмы справляться с трудностями. Дети в такой ситуации живут в тревоге, как под дамокловым мечом. Зачем держать их в неопределенности и зависимости, в страхе раньше времени? И еще, если Вы переедете, дочь может выбрать остаться с папой, так тем более, зачем ее мучать?
И это действительно похоже на кризис, когда перестает удовлетворять все, что до этого радовало. Это означает, что пришла пора перемен. Ошибкой многих в это время является искать причину в неправильном окружении. Более правильным подходом считается тот, когда человек никуда не торопится, а прислушивается и приглядывается к себе, обнаруживает доселе спавшие потребности и возможности и пытается изменить себя, смело пойти туда, куда раньше боялся или не хотел.
Конечно, при этом могут страдать интересы самых близких. Надо стараться минимизировать эти страдания. Но и не забывать о своих потребностях, ведь возраст около 40 — это пока еще шанс многое начать и реализовать, пока есть силы и время. Желаю Вам успеха в понимании того, что же Вам действительно нужно сегодня.