"Перфекионизм" и "невозможность" сделать выбор.
Здравствуйте,
Прошу помощи и совета как быть с моей проблемой.
"Перфекионизм" и невозможность сделать выбор проявляется буквально во всех сферах моей жизни.
Вот даже в этом конкретном примере. Про skype консультации я прочитала две недели тому назад. Моментально зарегистрировалась, но когда дошла очередь до описания проблемы я никак не могда выбрать с какой же из множества проблем обратиться к Вам. Выстрел-то один, а проблем много и одна жизненно важнее другой. Потом как описать проблему кратко и понятно. Делала несколько подходов к описанию. Думала и передумывала какой лучше формат: то получается то сишком длинно, то слишом непонятно, что за проблема. Замучавшись совсем (пойдет уже третья неделя как я описываю проблему) решила описать вот эту первейшую проблему, которая не дает даже приблизиться к описанию всех остальных. Я тот ослик который умирает так и не выбрав ему поесть сперва или попить...
В работе. Мне надо сделать все на 100% и я буду сидеть ночами пока не приближусь к этому, а если-таки не приближусь, то буду мучаться чувстром вины, потому что я-то знаю как и что надо сделать идеально, а времени не хватило (тут главным образом еще примешивается, что другие посмотрев на не100 результат будут иметь возможность заметить и указывать мне на недоделки, а я-то знаю! а они подумают, что не знаю!).
В личной жизни. До недавнего времени я всех парнтеров поправляла-доделывала-указывала на промахи, пока не остановилась и решила, что лучше я буду не с кем (себе в ущерб, но зато не буду никого ущербным делать) пока не научусь жить с реальными живыми людьми с их неизбежными недостатками. Проходит уже 3 год со сремени последних отношений.
С друзьями. Тут уже полегче, но тоже надо же выбрать с какими друзьями первыми встретиться в единственные выходные и надо же выбрать что делать... но! чтобы я не выбрала у меня чувство вины, что а вот с теми-то я не встретилась, а можно было бы и другим заняться.
В бытовом плане. Есть свободных три часа: что делать лучше? квартиру убрать или почитать или фильм посмотреть? Какую книгу читать: ту интересную, но не душеполезную или эту душеполезную, но неинтересную или лучше вон ту по работе полезную?
В итоге: квартира не убрана, книги нечитаны, с друзьями не встретилась и ОГРОМНОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ и злость на себя (что это я не могу себя дисциплинировать, понять что для меня важно/полезно? сколько вообще это будет длиться? что это я не могу себя взять в руки?) за все это тянет и камнем лежит на груди и хочется верить, что завтра.... я буду просыпаться рано-рано, делать все с энтузиазмом, удовольствием и задором и буду все успевать... но этот день все никак не наступает....
Надеюсь на Вашу помощь и совет.
Заранее благодарна,
Елена

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
За этой проблемой может лежать чувство, что Вы вообще очень «должны». Вы должны всем и всегда. Но более глубоко лежит непонимание себя. Вы не знаете, что Вы хотите прямо в этот момент, поэтому все дела для Вас равнозначны. Смешанное с этим долженствованием, это незнание превращает вашу жизнь в череду непрерывных страданий.
Вы не должны встречаться с друзьями. Да-да, вот так, но Вы можете захотеть с кем-то встретиться. Понимаете разницу? Можете попробовать не назначать никаких встреч, ни с кем, пока не поймете, к кому Вас тянет. И так каждый раз. Только тогда, когда Вы этого захотите.
С уборкой так же. Вы можете представить, вспомнить то чувство, когда все убрано, сияет чистотой. Хотите этого? Или хотите чувства наполненности от прочитанной книги? Чего больше?
Вам предстоит научиться узнавать себя и отделять свои желания от этого бесконечного долженствования.
В отношениях мы учимся прямо на практике, а не в отрыве. Только каждый день понимая себя и своего партнера как отдельного от человека, можно что-то поменять в своей личной жизни.
Описанная Вами проблема видится мне, таким образом, не проблемой дисциплины, а проблемой узнавания себя, как ни парадоксально это выглядит.
Невозможность представить свой доклад или работу в том виде, в котором он выполнен на время его сдачи — это путь к тому, что ничто и никогда не будет сделано. В обычной жизни от нас не В совершенного выполнения задач, от нас требуется просто выполнение задач. Ичаче ничего и никогда не будет происходить. Смотрели когда-нибудь выступления спортсменов высокого уровня? То, что на тренировках доведено до совершенства, может не получиться во время выступления. Когда-нибудь ахали, глядя, как падает фигурист? Так же и в обычной жизни. Мы люди, и несовершенства нашей работы можно исправить, доработать, дополнить. Важно вообще продвигаться.
Вспомните, как Вы писали диплом. Это должно быть просто написано и сдано, и защищено в определенные сроки. И ясно, что можно было написать лучше, оформить более эффектно, но так никогда и не представить его, пропустив все сроки.
Если у Вас есть возможность, поработайте с психологом.